Первая группа правил – «Игра»:
• играйте с ребенком в игры,
соответствующие его возрасту (прочитайте еще раз о разных видах игр в
этом возрасте в предыдущем разделе);
• обязательно разговаривайте во время игры (это развивает речь, помогает развитию процесса саморегуляции);
• учите ребенка пользоваться игрушками, выполнять правила игры (это развивает воображение и функцию контроля);
• при ролевых играх меняйте голос и интонацию, изображая различных персонажей игры (данный прием развивает фонематический слух).
Эта группа правил нацелена на развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
Вторая группа правил – «Питание»:
• организуйте правильный пищевой
режим, кормите ребенка по часам (это укрепляет работу первого
энергетического блока головного мозга);
• обязательно давайте пить
обычную воду (при интеллектуальной нагрузке, эмоциональной
нестабильности – приучите ребенка делать несколько глотков воды);
• обязательно присутствие в
рационе ребенка жесткой пищи (это помогает развивать артикуляционный
аппарат, а также благотворно влияет на нервную систему).
Эта группа правил поможет в подготовке артикуляционного
аппарата к включению речи и поддержанию первого энергетического блока
головного мозга в тонусе.
Третья группа правил – «Движение»:
• как можно больше прикасайтесь к ребенку, очень важны тактильные ощущения;
• используйте разные
прикосновения: сильные объятия – переключают нервную систему; объятия
средней силы – посылают сигнал нервной системе, что все хорошо,
безопасно; нежные прикосновения, поглаживания – дают расслабление;
• делайте с ребенком физические упражнения (это развивает мышечную память, укрепляет нервную систему);
• обязательно развивайте мелкую
моторику (если ребенок плохо говорит, у него не в полном объеме включена
устная речь, активизируйте его правую руку).
Эта группа правил направлена на укрепление нервной системы, стимуляцию речевого центра, профилактику аутичности.
Четвертая группа правил – «Речь»:
• всегда разговаривайте с ребенком (это развивает его фонематический слух);
• ваша речь должна быть
эмоционально положительно окрашена, разборчива, с паузами и правильной
интонацией (это развивает правильную речь у ребенка);
• при разговоре с ребенком обязательно должен быть зрительный контакт (это является профилактикой аутизма);
• важно, чтобы при общении с
малышом было больше положительных эмоций, чем отрицательных (это
развивает левое логическое полушарие головного мозга).
Выполнение этих правил поможет активизировать речевой
процесс у ребенка, межполушарную связь, при равноценной подаче сигнала в
правое и левое полушарие.
Пятая группа правил – «Режим»:
• применяя все предыдущие правила, важно использовать режимный подход;
• выстроенный вами, но учитывающий особенности ребенка режим дня творит чудеса;
• будьте последовательны в развитии ребенка;
• придерживайтесь сами тех правил, которые вы транслируете ребенку.
Именно ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ и РЕГУЛЯРНОСТЬ в применении
этих правил помогают ребенку гармонично развиваться, справляться с
различными сложностями, отклонениями, несформированностями в физическом и
психическом развитии. Эти приемы комплексно готовят ребенка к обучению в
школе.
|