Основные признаки психологического развития трехлетнего малыша.
• Ребенок осознает себя как
личность и начинает психологическое отделение от матери, именно с этим
фактором связан возрастной кризис трех лет.
• Строит предложения с
употреблением слов «я», «ты» «он», «она». Раньше для описания действий
ребенок использовал свое имя, например, говорил «Маша пошла», а теперь
кроха говорит «Я пошла».
• Осознает свой пол и сознательно
причисляет себя к мальчикам или девочкам. Это период ролевых игр:
с куклами в «дочки-матери» для девочек, с машинками, пистолетами и
футбольным мячом для мальчиков.
Рассмотрим основные моменты психологического взросления ребенка от 3 до 6 лет подробнее.
Социализация
Уже с трех лет ребенок начинает выходить за пределы своего семейного круга и активно общаться со сверстниками.
Ведь недаром, когда сыночку или дочке исполняется три годика, многие
родители задумываются о том, что ребенку пора посещать детский садик,
записывают его на курсы раннего развития.
Что дает ребенку полноценное общение со сверстниками, чему он сможет научиться во время совместных игр:
• подчинять свои желания общим правилам игры;
• сформировать суть понятий «хорошо» и «плохо»;
• познакомиться с эмоциями и поведением других детей;
• стать более самостоятельным;
• научиться новому.
В возрасте от 3 до 6 лет,
благодаря активной социализации, ребенок постепенно учится оценивать
окружающий мир, людей, адекватно воспринимать собственные действия.
С возрастом меняются сюжеты для игр:
если в возрасте 3–4 лет они были ограничены подражанием взрослым,
семейными, бытовыми сюжетами и содержали в основном предметные действия
(кормим куклу, катаем машинку, строим домик из кубиков), то ребенок 5–6
лет, по мере взросления и освоения нового, обращает внимание на более
сложные моменты, например человеческие отношения.
Также игра становится более длительной по времени:
• в 3–4 года малыш может увлеченно
заниматься одним делом не более 15 минут, затем ему необходимо
переключиться на что-то другое;
• в 4–5 лет одна игра может продолжаться 20–30 минут;
• в 5–6 ребенок способен увлечься игрой на 30–40 минут, а после некоторого отдыха вернуться к ней, в случае если она интересна.
Психологические особенности
Ребенок в этом возрасте в состоянии по голосу понять недовольство своим поведением, обиду, иронию, грусть.
Он уже не путает единственное и
множественное число, женский и мужской род, умеет делить предметы на
группы по различным признакам, но иногда может назвать вчерашний день
завтрашним и наоборот, перепутать «обед» и «ужин». Также затруднения у
малыша вызывает необходимость понимать время по часам.
Ребенок открыт новым знаниям,
живо интересуется, для чего предназначен тот или иной предмет, как он
устроен. Некоторые малыши разбирают на части, а порой и ломают свои
игрушки для того, чтобы понять, как они устроены внутри.
Самостоятельность и желание
делать все именно так, как хочется, – достаточно острая тема в возрасте
3–4 лет. Родителям такого малыша необходимо набраться терпения. Нужно
попытаться организовать жизнь ребенка с помощью постоянного ежедневного
распорядка, а также помнить, что, несмотря на все протесты, при
возникновении каких-то трудностей маленький бунтарь хотя бы на время, но
обязательно вернется под родительскую опеку.
У ребенка в возрасте от 5 до 6 лет
достаточно развита память, он легко запоминает стихи, рассказы, слова
песен. В этом возрасте малыши быстро схватывают новые слова, говорят
достаточно бойко. Также малыш начинает сравнивать и сопоставлять
явления, выделять их существенные признаки, оперировать понятиями
«материал», «вес», «число».
В этом возрасте он не только активно наблюдает за происходящим вокруг, но и делает соответствующие логические выводы
(например, под настроение может рассуждать на тему «зачем люди ходят на
работу» или «почему я сегодня грустный»), повторяет увиденное и
услышанное от других детей и взрослых.
Развитие способности детей мыслить и
рассуждать проходит через ряд качественно различающихся стадий детского
роста. Ж. Пиаже выделил в когнитивном развитии 4 основные стадии,
основные две стадии, свойственные дошкольному возрасту, и их главные
характеристики приведены в таблице.
Пиаже обозначил первые два
года жизни как сенсомоторную стадию. В этот период младенцы заняты тем,
что открывают для себя связь между своими действиями и их
последствиями. Они узнают, например, насколько надо потянуться, чтобы
взять предмет; что происходит, если столкнуть тарелку с едой за край
стола; а также то, что рука – это часть тела. Путем бесчисленных
«экспериментов» младенцы начинают формировать понятие о себе как о
чем-то отдельном от внешнего мира. На этой стадии важным открытием
является понятие о постоянстве объекта – осознание того, что объект
продолжает существовать, даже когда он недоступен чувствам.
Стадии когнитивного развития по Пиаже
В возрасте примерно от 1,5 до 2 лет
дети начинают пользоваться речью. Слова, как и символы, могут
представлять предметы или группы предметов, а один объект – представлять
(символизировать) другой. Так, во время игры 3-летний ребенок может
обращаться с палкой, будто это лошадь, и скакать на ней по комнате;
деревянный кубик может быть для него машиной, одна кукла – папой, а
другая – ребенком.
Хотя дети в возрасте 3–4 лет могут
мыслить символически, их слова и образы еще не имеют логической
организации. Эту стадию развития, приходящуюся на возраст от 2 до 7 лет,
Пиаже называет дооперациональной, поскольку ребенок еще не понимает
определенных правил, или операций. А что такое операция? Это процедура
мысленного разделения, объединения или другого преобразования информации
логическим способом. Например, если воду переливают из высокого узкого
стакана в низкий и широкий, взрослые знают, что количество воды не
изменилось, потому что могут мысленно проделать обратную операцию: они
могут вообразить, как вода переливается из низкого стакана в высокий,
придя тем самым к первоначальному состоянию.
У ребенка на дооперациональной
стадии когнитивного развития представление об обратимости и других
мысленных операциях довольно слабое или отсутствует. Очень важно в этот
возрастной период предлагать ребенку игры на сравнение, на применение
правил игры (примерные приемы и упражнения даны в приложении). Все игры,
направленные на сравнение, помогают детям в возрасте от 3 до 7 лет
развивать навыки логического мышления. Великий психолог Ж. Пиаже считал,
что главной особенностью дооперациональной стадии является
неспособность ребенка удерживать внимание на более чем одном объекте
ситуации одновременно. Так, в задаче на сохранение количества пластилина
ребенок, находящийся на дооперациональной стадии, не может
сосредоточиться одновременно на длине и толщине куска пластилина. В этот
период у детей доминируют зрительные впечатления.
Однако более новые методы
тестирования умственной деятельности младенцев и дошкольников
показывают, что Пиаже недооценивал их способности.
Что интересно в развитии мозга и
что мы, собственно, будем наблюдать на каждом из этапов развития – это
довольно сильное взаимодействие генетически предопределенных факторов и
факторов окружающей среды, которые по мере развития человека становятся
факторами социальной среды.
Полностью зрительная кора
формируется к 4-му году жизни. Уже ни у кого не вызывает сомнений тот
очевидный факт, что в первые три года жизни происходят важнейшие этапы в
формировании мозга. Для родителей, обеспокоеных тем, что не успели
развить ребенка в первые три года, у ученых есть утешительный аргумент:
развитие мозга продолжается и после трех лет. В мозге формируются
нейронные связи в течение всей жизни. Этот процесс также генетически
запрограммирован и также зависит от приобретенного опыта и окружения.
В возрасте 6 лет серьезная
перестройка начинает происходить в мозжечке, причем такая перестройка
длится вплоть до взрослого возраста. До сих пор считалось, что функция
мозжечка ограничивается координацией движений, однако результаты
магнитно-резонансной томографии показали, что он также задействован в
обработке умственных заданий.
Очень важно помнить, что человек с
момента рождения и до смерти нуждается во внимании, общении, нормальном
живом окружении и искреннем интересе к себе.
Учеными установлено, что 70 % мозга
человека развивается во внутриутробный период, 15 % – в период
младенчества и еще 15 % – в дошкольные годы. Поэтому до рождения и в
период грудного вскармливания малыша его состояние во многом зависит от
питания и состояния мамы. А в дошкольном возрасте, когда идет активное
созревание второго блока головного мозга, важно правильно выстроить
режим питания ребенка.
Период с рождения до трех лет –
время наивысшей активности мозга. К трем годам объем мозга ребенка
составляет уже 80 % от мозга взрослого человека. Возможности мозга
шестилетнего ребенка практически совпадают с возможностями взрослого
человека!
Помните, что для гармоничного
развития головного мозга малыша в период от 3 до 6 лет нужна
определенная среда – насыщенная положительными эмоциями и новыми
впечатлениями. Такая среда заставит мозг работать активнее и будет
стимулировать его развитие. Именно в период от 3 до 6 лет у малыша
формируются будущие основы здоровья, как физического, так и
психического, эмоциональный интеллект и мышление, а также все виды
памяти.
И конечно, дошкольный возраст
является периодом подготовки ребенка к учебе в школе. Для успешного
обучения в школе необходима особая психологическая готовность к новым
условиям жизнедеятельности. Содержание этого вида готовности
определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку.
Что же включает в себя понятие «готовность к школе»? Ее составными компонентами являются физическая, психологическая, личностная, волевая и интеллектуальная готовность.
Чешский педагог Януш Корчак
описывает очень интересный прием, который использовал один мальчик в
обучении: «Когда я решаю задачу, то представляю, что цифры – это
солдаты. А я полководец. Ответ – крепость, которую я должен взять. Если
мне пришлось туго, я вновь собираю разбитую армию, составляю новый план
битвы и веду атаку. Стихи, которые я должен выучить наизусть, – это
аэропланы. Каждое выученное слово – сто метров вверх. Если я выучу
стихотворение без ошибок, я беру высоту в три километра». Поверьте, дети
очень хотят, чтобы вы ими гордились, но в учебе им бывает очень нелегко
и не всегда получается придумать себе такие оригинальные приемы, как
этот чешский мальчик. Взрослым необходимо учитывать это.
Но если познавательные интересы
сформированы недостаточно, то не помогут никакие нотации и поучения.
Бессмысленно объяснять ребенку, что без знаний нельзя стать ни матросом,
ни поваром, что все должны учиться и т. п. Стремление к знаниям от
этого не появится. Другое дело – интересные и содержательные занятия,
беседы, наблюдения. Вы посадили в цветочный горшок семечко и день за
днем наблюдаете, как увеличивается росток, как появляются первые
листочки. Как это происходит? Зачем они нужны растению? Только через
живой эксперимент развивается потребность к познанию.
Сын пытается выяснить у папы,
почему плывут по небу облака. «Смотри под ноги, а не на небо», –
раздраженно отвечает папа. После нескольких подобных ответов желание
спрашивать пропадает. А если сын при этом неважно учится, папа
недоумевает: «Отчего он такой пассивный, ничем не интересуется?» Или
другой пример из практики: мамочка приводит ко мне десятилетнего сына,
которому ничего не интересно и ничего не хочется. Прозанимавшись со мной
час, он приходит к маме с горящими глазами и говорит: «Каких камней нет
в море? Ты никогда не сможешь ответить на этот вопрос. Я так много
узнал, я буду тебе сегодня задавать много разных интересных вопросов».
Мама скучным голосом говорит, что все она это знает, и в море нет сухих
камней. Сын поник, а мама говорит: «Вот видите, ничего ему не
интересно».
Если мы хотим, чтобы наши дети
успешно учились в школе, необходимо развить у них познавательную
потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности,
дать базовую систему знаний об окружающем мире. Но самое главное –
родители сами должны постоянно развиваться и проявлять искренний интерес
к жизни своего ребенка.
К 6–7 годам дошкольник должен
хорошо знать свой адрес, название города или населенного пункта, где он
проживает, название нашей страны, ее столицы. При правильном воспитании
дети знают не только имена, но и отчества своих родителей, кем они
работают, и понимают, что их бабушка – мама отца или матери. Они
ориентируются во временах года, их последовательности и основных
признаках. Знают названия месяцев, дней недели, текущий год. Знают
основные виды деревьев, цветов, дифференцируют домашних и диких
животных, то есть они ориентируются во времени, пространстве и ближайшем
социальном окружении. Наблюдая природу, события окружающей их жизни,
дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные
отношения, обобщать, делать выводы.
Взрослые зачастую уверены, что
специального обучения здесь и не требуется. Однако на самом деле это не
так. Порой бывает, что сведений об окружающем у ребенка предостаточно,
но они разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Они
быстро забываются детьми. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком
просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов после
чтения сказки, рассказа, чтобы узнать, как ребенок понял произведение в
целом, как воспринимает явления природы, поступки животных, людей,
сказочных персонажей. Часто дети понимают смысл какого-то события
по-своему. Найденное ими собственное объяснение может закрепиться,
запомниться и остаться надолго в качестве единственно верного. Только
совместная деятельность учит детей думать, рассуждать, делать выводы, а
не механически заучивать знания.
Приведу интересный пример. В одной
семье отец увлекался астрономией и приобщил к своему увлечению сына 6
лет. Мальчик знал названия многих планет, находил эти планеты на небе.
Основное время проводил с отцом на лекциях в планетарии, рассматривал
книги по астрономии. Отец не учел, что лекции, интересные для него,
могут быть недоступны ребенку. Хвалил мальчика за то, что он увлечен
серьезным делом. Однако при поступлении в школу оказалось, что ребенок
не знает точно своего адреса, не знает названия ни одного дерева, кроме
березы, не может рассказать стихотворение или ответить, о чем книга,
прочитанная им. Его отец был потрясен. Он считал, что если его сын
разбирается в такой сложной науке, как астрономия, то более простые вещи
ему должны быть хорошо известны.
В дошкольном возрасте у ребенка
активно начинают проявляться различные способности. Обнаружив это,
родители, естественно, стараются создать оптимальные условия для их
развития. Но не надо спешить. Вряд ли стоит сразу же строить далеко
идущие планы, сулить ребенку-дошкольнику необыкновенное будущее и тем
более ставить его в исключительное положение в семье и в детском
коллективе. Воспитание одаренного ребенка – огромная ответственность.
Ведь нередко ранняя детская одаренность оказывается посредственностью,
одни интересы перекрываются другими. Поэтому родителям одаренного
ребенка не следует фиксировать свое внимание на узкой «специализации»
его интересов и занятий, нужно стараться развивать его гармонично,
всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние
здоровья ребенка. Важно использовать развивающие возможности игры,
рисования и других детских занятий, при этом взрослый должен руководить
ими, но тактично, ненавязчиво. Самостоятельность ребенка вовсе не будет
ущемлена, если родители подскажут ему сюжет игры. Они могут и сами
поучаствовать в игре, исполняя ту или иную роль. Для сына или дочери это
будет настоящая «школа игры», где ребенок научится создавать сюжеты и
строго следовать своей роли. Но инициатива должна принадлежать ребенку.
Прежде всего нужно обыгрывать те ситуации, которые придумал он сам, и
лишь во вторую очередь те, которые подсказаны родителями.
Если ребенок вялый, медлительный
или не уверенный в себе, то организованная родителями игра или занятие
могут протекать неинтересно, вяло. В этом случае лучше не торопить
малыша, но и слишком долго ждать от него ответа не следует. Начинайте
ответ сами, а ребенок его продолжит. Иногда нужно чуть наметить рисунок и
дать его дорисовать, указать на пропущенную карточку во время игры в
лото или подсказать строчку стихотворения. Ну а если что-то в воспитании
дошкольника оказалось упущенным, то перед поступлением в школу
родителям совершенно не поздно пересмотреть свои воспитательные позиции
и… начать все сначала.
Самая лучшая пора для укрепления
организма ребенка это возраст от 3 до 6 лет, воспользуйтесь этим
временем. Оптимальное питание и режим дня – ключ к здоровому
психическому, физическому и интеллектуальному развитию ребенка и его
наилучшей работоспособности.
В детском возрасте закладывается
фундамент здоровья на всю жизнь. К сожалению, питание многих детей не
является оптимальным. Правильное питание детей, как и взрослых, должно
быть сбалансированным, то есть в ежедневный рацион ребенка необходимого
включать фрукты, овощи, салаты, крупы, а также молоко и молочные
продукты, рыбу и мясо (не менее двух раз в неделю, если ребенок не
вегетарианец). Так как тело ребенка содержит большое количество воды,
ему необходимо пить много воды, а также разбавленный водой сок, компоты,
фруктовые и травяные чаи.
Потребность в витаминах, минералах и
питательных веществах у детей, вследствие их интенсивного роста и
развития организма, намного выше, чем у взрослых. В настоящее время
около 50 % детей дошкольного и школьного возраста имеют хронические
заболевания или физические недостатки.
Недостаточное снабжение жизненно важными питательными веществами проявляется следующим образом:
• общая усталость и утомляемость,
• снижение работоспособности и игровой активности,
• апатия, тревожность, пугливость,
• хронически плохое настроение,
• ослабление концентрации внимания,
• частые инфекционные заболевания.
Если вы отмечаете у своего ребенка
более трех вышеуказанных показателей на протяжении месяца, то следует
обратиться к врачу, отрегулировать питание. Внесите данные пункты
коррекции в годовую карту развития вашего ребенка, которую вы найдете в
разделе «Развитие речи».
Обратите внимание на то, что сейчас
отмечается общая тенденция усиленного роста детей, но при этом скелет
ребенка расти не успевает. Необходимо дополнительное питание для
укрепления костей. Крайне важно, чтобы в период активного роста, когда
идет накопление пиковой костной массы, в детский организм поступало
достаточно кальция. Еще раз внимательно проверьте пищевой рацион вашего
дошкольника.
Необходимые минералы и витамины для детей 3–6 лет.
• Магний, дефицит этого
элемента – широко распространенное явление во всем мире, включая всю
Европу и Россию. Многие новорожденные появляются на свет с магниевым
дефицитом, вследствие чего малыши беспокойны, плохо спят по ночам,
постоянно плачут и в целом ощущают дискомфорт. Нервные дети и младенцы –
все показывают замечательные результаты после приема магния. Магний
питает нервные клетки, снижает утомляемость, раздражительность,
нормализует сон.
• Витамин С жизненно важен
для растущего организма. Витамин С способствует усвоению железа,
участвует в синтезе коллагена – белка, играющего важную роль в строении
кожи, сухожилий, костей и других соединительных тканей. Витамин С
укрепляет иммунитет, обладает антиоксидантным действием, необходимым для
профилактики и лечения вирусных и инфекционных заболеваний.
• Прием бета-каротина –
идеальный способ удовлетворения потребности детского организма в
витамине А. Являясь мощным антиоксидантом, он способствует укреплению
иммунитета, снижает риск инфекционных заболеваний, смягчает воздействие
вредных факторов окружающей среды, повышает адаптационные возможности
организма, устойчивость к стрессам, укрепляет зрение, так как участвует в
образовании зрительных пигментов. Этот витамин очень важен для
дошкольников и школьников.
• Витамин Е, или токоферол, –
это жирорастворимый витамин, жизненно необходимый ребенку. Он
способствует правильному усвоению организмом белков, жиров, витаминов А и
D, контролирует обменные процессы в клетках печени и мышц, активизирует
синтез гормонов гипофиза (в том числе гормона роста и гонадотропных
гормонов, необходимых для формирования половых признаков). Токоферол
нужен организму ребенка для правильной работы кровеносной, мышечной и
нервной систем, он способствует заживлению ран, оказывает
противовоспалительное действие. Но главным достоинством витамина Е
является то, что он обладает выраженными свойствами антиоксиданта –
способностью нейтрализовать токсическое действие на организм свободных
радикалов. В организме ребенка образуется особенно много свободных
радикалов при различных хронических инфекционно-воспалительных
заболеваниях. Витамин Е и бета-каротин являются синергистами – вместе
действуют эффективнее, чем порознь.
• Ниацин – участвует в
реакциях, высвобождающих энергию в тканях, в результате биологических
преобразований углеводов. Ниацин также важен для роста организма и
участвует в синтезе гормонов. Совместно с витаминами В1 и В6
обеспечивает правильное развитие и созревание нервной системы ребенка.
• Пантотенат – повышает
барьерные свойства слизистых оболочек, защищая от инфекций, стимулирует
работу мозга, снимает рассеянность, забывчивость и легкие тревожные
расстройства.
• Витамин В1 – защищает
организм от умственных переутомлений, улучшает память, в комплексе с
другими витаминами группы В повышает сопротивляемость организма к
инфекциям и простудам.
• Витамин В2 – защищает нервную систему от стрессов и переутомлений. Очень важен прием в период адаптации к детскому саду или школе.
• Витамин В6 – усиливает и поддерживает естественную защиту организма от инфекций.
• Витамин В12 – влияет на умственную деятельность, формирует положительные эмоции. Помогает при истеричности, раздражительности.
• Фолиевая кислота – укрепляет нервную систему, способствует нормальному кроветворению.
• Биотин – необходим для функционирования нервной системы.
• Витамин К – нормализирует процесс свертывания крови. Повышает прочность стенок сосудов.
• Лактобактерии, являющиеся
представителями нормальной микрофлоры человека, применяются как
стимулятор роста лактофлоры и бифидофлоры в кишечнике. Обладают высокой
устойчивостью к антибиотикам и предотвращают развитие либо быстро
купируют проявления дисбактериоза, связанного с приемом
антибактериальных средств. Стимулируют различные звенья иммунного
ответа. Обладают выраженным противовирусным действием.
• Бифидобактерии являются
представителями нормальной микрофлоры человека. Устойчивы к ряду
антибактериальных препаратов. Бифидобактериям принадлежит важная роль в
нормализации работы кишечника, поддержании неспецифической
резистентности организма, улучшении процессов обмена веществ, синтезе
биологически активных веществ, в том числе витаминов.
Очень важно укреплять нервную
систему ребенка, тогда физические, эмоциональные и интеллектуальные
нагрузки не приведут к нарушению здоровья и снижению иммунитета.
Курс приема витаминов показан детям:
– с неуравновешенной психикой (рассеянным вниманием, плохой памятью);
– с повышенными физическими нагрузками (занятия спортом);
– с большими умственными нагрузками (занятия с репетиторами, музыкальные кружки);
– с плохим аппетитом;
– с нарушениями стула;
– с проблемами, связанными с желудочно-кишечным трактом;
– с аллергиями, диатезами, нейродермитами.
Очень важно родителям,
бабушкам и дедушкам, воспитателям, няням, учителям – всем, кто
занимается воспитанием и развитием детей, не забывать и о своем
состоянии здоровья, и особенно нервной системы. Помните, если у
взрослого человека, занимающегося с детьми, негативное настроение, то он
не сможет правильно и продуктивно взаимодействовать с ребенком. В
первую очередь обратите внимание на себя, а затем приступайте к
воспитанию ребенка, ведь вы для него являетесь безусловным образцом. |