Рекомендации по использованию предложенного материала:
✓ чтобы не забыть, в какие игры вы уже играли с ребенком, распечатайте материал и отмечайте пройденные этапы;
✓ если ребенку не даются какие-либо элементы игры, отметьте его точный возраст и вернитесь к этому материалу через 3–6 месяцев;
✓ обучайте ребенка ролевым играм,
это поможет ему прорабатывать в дальнейшем внутренние переживания, а
также научит продуктивной коммуникации со сверстниками;
✓ обязательно объясняйте правила игры четко и понятно;
✓ периодически просите повторить, как ребенок понял правила игры;
✓ разрешайте ребенку придумывать
свою игру, важно, чтобы ребенок смог объяснить свои правила, показать,
как играть, и проверить, правильно ли его поняли, а если нет, то суметь
исправить;
✓ отмечайте успехи ребенка, а над сложностями, неудачами предлагайте еще поработать.
Хозяюшки
Количество игроков: любое (сначала обучать играть индивидуально с 3 лет).
Инвентарь: куклы.
Куклы лежат в кроватках. Участники
игры должны разбудить кукол, сделать с ними зарядку, умыть, почистить
им зубы, причесать, убрать постель, одеть кукол, накормить, погулять с
куклой, поиграть с ней, вымыть ей руки, накормить, умыть, раздеть,
положить в постель и спеть колыбельную песенку. Побеждает тот, у кого
это быстрее и лучше получится.
Большая семейная фотография
Количество игроков: любое.
Инвентарь: нет.
Игра может использоваться как диагностика отношений в семье, а также для выявления лидерских качеств у детей.
Предлагается, чтобы ребята
представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе
сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать
«фотографа», который расположит всю семью для фотографирования. Первым
из семьи выбирается «дедушка» – он тоже может участвовать в расстановке
членов «семьи». Более никаких установок не дается, дети должны сами
решить, кому кем быть и где стоять. А вы понаблюдайте за этой
занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся
исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако не исключены элементы
руководства со стороны других «членов семьи». Вам будет очень интересно
понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе
месторасположения.
После распределения ролей и
расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «Три!»
все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в
ладоши.
Игра «Дочки-матери»
Игра может использоваться для проработки сложных отношений
между сестрами, братьями, между детьми и родителями. Наблюдая за игрой,
вы можете получить уникальный материал о восприятии вашим ребенком
отношений внутри семьи.
«Дочки-матери» – старейшая детская
сюжетно-ролевая игра, служащая имитацией взрослой семейной жизни.
Инициаторами и участниками игры выступают обычно девочки, которые
выполняют в том числе и мужские роли, однако порой в игру принимают и
мальчиков.
Четких правил игры не существует,
все держится на самой идее и распределении ролей, которые по ходу игры
легко меняются. Как правило, для игры в «Дочки-матери» требуются куклы и
разнообразный игровой «инвентарь» вроде игрушечной посуды, мебели,
предметов быта, и т. д.
Перед началом игры участники
распределяют между собой роли различных членов семьи, решая, кто из них
будет матерью, кто отцом, и т. д. В ходе игры дети воплощают реальные
жизненные ситуации, воссоздают систему отношений в семье, отыгрывают
конфликты с теми или иными родственниками. При этом в игре возможна на
только имитация реально увиденного, но и воплощение своих мечтаний о
жизни.
Можно использовать игру в
«Дочки-матери» в качестве психологического тренинга. Например, если
девочка застенчива, предложите ей поиграть в эту игру, причем сами
вызовитесь исполнять роль дочки. Ни в коем случае не руководите игрой,
стараясь полностью подчиниться воле ребенка, и тем самым вы поможете ему
обрести уверенность в себе. |