Предложите ребенку рассказать
все, что он знает о букве Ю. Напомните, что эта необычная буква может
обозначать два звука: [Й] и [У].
1. Дыхательные упражнения.
Ребенок стоит. Ноги на ширине
плеч, руки прямые, опущены вдоль туловища. Взгляд направлен вперед в
одну точку. Вдох носом – поднимаем прямые руки вверх над головой и
делаем хлопок. Далее делаем длинный выдох ртом и медленно опускаем руки
вниз.
Повторить 3–5 раз.
2. Глазодвигательные упражнения
И. п. – стоя. Родитель берет
небольшой предмет и плавно водит им перед глазами ребенка на расстоянии
вытянутой руки слева направо и в обратном направлении, затем вверх, вниз
и к носу.
Ребенок следит за предметом, не
поворачивая головы. Взгляд и язык направлены в одну сторону (глаза за
предметом вправо – язык вправо, глаза вверх – язык вверх, и т. д.).
На 3–4 секунды задерживать предмет в крайних положениях. Ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.
Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
3. Упражнения на координацию движений
Ребенок движется на четвереньках боком:
1) делаем шаг одновременно правой
рукой и ногой, затем левой рукой и ногой, и т. д. (приставной шаг), при
этом ребенок направляет взгляд в сторону шагающей руки (шаг правой
рукой – глаза вправо, шаг левой рукой – глаза влево);
2) шаг одновременно правой рукой и
левой ногой, затем левой рукой и правой ногой, при этом ребенок
направляет взгляд в сторону шагающей руки (шаг правой рукой – глаза
вправо, шаг левой рукой – глаза влево).
Проделать упражнения, прописанные в
п. 2 этого занятия, но с изменениями (шаг правой рукой – глаза влево,
шаг левой рукой – глаза вправо).
4. Упражнения с буквами
Подготовьте карточку с буквой.
Достаньте все карточки с буквами, которые ребенок уже изучил. Дайте
ребенку попробовать самому написать новую букву у себя на лице. Не
спешите показывать. И если только ребенок делает неверно, исправьте его.
Посмотрите, как пишется буква по схеме на карточке в приложении.
Первый вариант: ребенок пробует сделать самостоятельно упражнение – написать букву на себе.
Второй вариант: ребенок
пробует написать букву на схеме трехгранным фломастером или карандашом.
Трехгранные фломастеры и карандаши помогают ребенку правильно
расположить пальцы и отлично готовят руку к письму. Составляйте из
известных букв слова.
5. Графические диктанты
Родитель диктует:
«Начиная с третьей клетки: одну клетку вправо… две – вниз… одну –
влево», и т. д. Более сложный вариант – движение по диагональным
направлениям, например: «Одну клетку направо вверх, две клетки направо,
одну – налево вниз». Фигуры для диктантов, вначале простые, должны
постепенно усложняться.
Каждый родитель легко может сам
наметить по клеточкам различные орнаменты, фигуры, буквы и т. п., чтобы
использовать их для диктанта. Дети с большим удовольствием занимаются
этой работой. «Графические диктанты» рекомендуется выполнять следующим
образом:
✓ сначала ребенок выполняет инструкцию правой рукой, а затем – левой рукой;
✓ ребенок рисует в направлении,
противоположном тому, которое называет взрослый (например, не направо
вверх, а налево вниз). Этот прием может быть предложен как игра
«Непослушный ученик»;
✓ после того как освоено
выполнение графических диктантов одной рукой, переходят к их двуручному
написанию: сначала обе руки двигаются по инструкции, затем обе руки – в
сторону, противоположную той, которая указана в инструкции; после этого
правая рука – по инструкции, а левая – в противоположную сторону, и
наоборот;
✓ по команде взрослого
дети рисуют часть направлений в соответствии с инструкцией, а другую
часть – в противоположном направлении, затем – снова в заданном
направлении, и т. д.
Обязательно предложите ребенку самому продиктовать графический диктант вам или другим детям, а потом проверьте работу.
6. Чтение вслух
Пусть ребенок выберет книгу,
которую он хотел бы послушать. Прочитайте ему небольшой отрывок и
поговорите с ребенком о прочитанном. |