Цель. Дать
детям обобщенные представления о грузовом транспорте; упражнять в его
конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по
заданным условиям; дать представление о строительной детали – цилиндре и
его свойствах (в сравнении с бруском); уточнять представления детей о
геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений;
развивать способность к плоскостному моделированию.
Материал. Строительные наборы, ножницы, кисточки, клей.
Ход работы
Работа с иллюстрациями. Предложите
каждому ребенку выбрать картинку (рис. 21 – 27), затем найти лист с
сигнальными значками для данного задания (рис. 28 – 34). Дети должны
разрезать листы на части; выбрать нужную картинку с изображением
геометрических фигур, раскрасить фигуры цветными карандашами, затем
вырезать только те геометрические фигуры, которые нужны для завершения
выбранной картинки (рис. 21 – 27), и наклеить их в нужные места.
Упражняйте ребят в назывании формы и цвета геометрических фигур.
Рис. 21
Рис. 22
Рис. 23
Рис. 24
Рис. 25
Рис. 26
Рис. 27
Рис. 28
Рис. 29
Рис. 30
Рис. 31
Рис. 32
Рис. 33
Рис. 34
Работа с иллюстрациями. Подберите
иллюстрации, на которых изображены различные грузовые машины.
Рассмотрите их с детьми, определите функциональное назначение грузовых
машин, выделите общее и различия в их строении; подведите детей к
пониманию того, что внешний вид машины зависит от ее назначения;
к обобщению («Что есть у всех грузовых автомобилей»).
Проведите объяснение приемов
конструирования в игровой форме от лица игрушки: дети учат Зайца (Мишку)
строить машину, а тот ошибается, например, вместо цилиндров для колес
берет бруски. Пусть ребята объяснят Зайке (Мишке), почему лучше взять
для колес цилиндры.
После постройки сооружения дайте детям
задание: перестроить свои машины так, чтобы можно было перевезти на них
грузы (раздайте им игрушки, коробки, пластмассовые бутылки, шпульки и
пр.). В процессе конструирования спрашивайте у детей, какая пластина
потребуется для строительства рамы машины (длинные, короткие, узкие,
широкие, толстые, тонкие пластины).
Организуйте строительство различных машин
из конструктора. Пусть дети экспериментируют с деталями, придумывают
свои машины. Содействуйте коллективным детским играм («Автопарк»,
«Машины везут грузы» и др.).
Работа с иллюстрациями. Подберите
иллюстрации, на которых изображены различные транспортные средства.
Рассмотрите их с детьми; уточните назначение, строение видов транспорта.
Учите ребят конструировать грузовой и пассажирский транспорт из
различного строительного материала и деталей конструкторов с несложными
креплениями (например, прикручивать к раме колеса; прикреплять кабину,
кузов, прицеп и некоторые мелкие детали; усаживать шофера, пассажиров;
размещать грузы и т. д.).
Упражняйте детей в планировании общей
деятельности, используя метод плоскостного моделирования (предлагайте
фигуры, вырезанные из любого материала, – фундаменты домов, формы
разного вида транспорта, фонтанов, газонов, пешеходных дорожек). Дети
раскладывают фигуры на поверхности, затем строят на них сооружения,
оформляя постройки игрушками и прочим дополнительным материалом
(городок, улица, детский сад и т. д.).
Побуждайте детей использовать
сконструированные машины в играх. Организуйте конструирование на данную
тему из конструктора. Через игровые ситуации побуждайте детей к созданию
вариантов знакомых построек; упражняйте в их преобразовании по разным
параметрам; создавайте условия для поиска, экспериментирования.
Предложите детям закончить задания, которые
они не успели завершить на занятии (вырезать и наклеить необходимые
зверюшкам предметы).
Раздайте ребятам листы бумаги с выкройками
конвертов и предложите им сложить и склеить конверты; вырезать все
оставшиеся на картинках (рис. 28 – 34) геометрические фигуры и убрать их
в конверты.
Игра «Выкладывание изображений из геометрических фигур». Дети выкладывают из геометрических фигур узоры, предметы, сюжетные картинки (по замыслу). Ключевые слова Цилиндр, строительные детали. |