Цель. Дать
детям обобщенные представления о грузовом транспорте; упражнять в его
конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по
заданным условиям; дать представление о строительной детали – цилиндре и
его свойствах (в сравнении с бруском); уточнять представления детей о
геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений;
развивать способность к плоскостному моделированию.
Материал. Строительные наборы, ножницы, кисточки, клей.
Ход работы
Работа с иллюстрациями. Предложите
каждому ребенку выбрать картинку (рис. 21 – 27), затем найти лист с
сигнальными значками для данного задания (рис. 28 – 34). Дети должны
разрезать листы на части; выбрать нужную картинку с изображением
геометрических фигур, раскрасить фигуры цветными карандашами, затем
вырезать только те геометрические фигуры, которые нужны для завершения
выбранной картинки (рис. 21 – 27), и наклеить их в нужные места.
Упражняйте ребят в назывании формы и цвета геометрических фигур.
![](/Kirill/197/Autogen_eBook_id20.png)
Рис. 21
Рис. 22
Рис. 23
Рис. 24
Рис. 25
Рис. 26
Рис. 27
Рис. 28
Рис. 29
Рис. 30
Рис. 31
Рис. 32
Рис. 33
Рис. 34
Работа с иллюстрациями. Подберите
иллюстрации, на которых изображены различные грузовые машины.
Рассмотрите их с детьми, определите функциональное назначение грузовых
машин, выделите общее и различия в их строении; подведите детей к
пониманию того, что внешний вид машины зависит от ее назначения;
к обобщению («Что есть у всех грузовых автомобилей»).
Проведите объяснение приемов
конструирования в игровой форме от лица игрушки: дети учат Зайца (Мишку)
строить машину, а тот ошибается, например, вместо цилиндров для колес
берет бруски. Пусть ребята объяснят Зайке (Мишке), почему лучше взять
для колес цилиндры.
После постройки сооружения дайте детям
задание: перестроить свои машины так, чтобы можно было перевезти на них
грузы (раздайте им игрушки, коробки, пластмассовые бутылки, шпульки и
пр.). В процессе конструирования спрашивайте у детей, какая пластина
потребуется для строительства рамы машины (длинные, короткие, узкие,
широкие, толстые, тонкие пластины).
Организуйте строительство различных машин
из конструктора. Пусть дети экспериментируют с деталями, придумывают
свои машины. Содействуйте коллективным детским играм («Автопарк»,
«Машины везут грузы» и др.).
Работа с иллюстрациями. Подберите
иллюстрации, на которых изображены различные транспортные средства.
Рассмотрите их с детьми; уточните назначение, строение видов транспорта.
Учите ребят конструировать грузовой и пассажирский транспорт из
различного строительного материала и деталей конструкторов с несложными
креплениями (например, прикручивать к раме колеса; прикреплять кабину,
кузов, прицеп и некоторые мелкие детали; усаживать шофера, пассажиров;
размещать грузы и т. д.).
Упражняйте детей в планировании общей
деятельности, используя метод плоскостного моделирования (предлагайте
фигуры, вырезанные из любого материала, – фундаменты домов, формы
разного вида транспорта, фонтанов, газонов, пешеходных дорожек). Дети
раскладывают фигуры на поверхности, затем строят на них сооружения,
оформляя постройки игрушками и прочим дополнительным материалом
(городок, улица, детский сад и т. д.).
Побуждайте детей использовать
сконструированные машины в играх. Организуйте конструирование на данную
тему из конструктора. Через игровые ситуации побуждайте детей к созданию
вариантов знакомых построек; упражняйте в их преобразовании по разным
параметрам; создавайте условия для поиска, экспериментирования.
Предложите детям закончить задания, которые
они не успели завершить на занятии (вырезать и наклеить необходимые
зверюшкам предметы).
Раздайте ребятам листы бумаги с выкройками
конвертов и предложите им сложить и склеить конверты; вырезать все
оставшиеся на картинках (рис. 28 – 34) геометрические фигуры и убрать их
в конверты.
Игра «Выкладывание изображений из геометрических фигур». Дети выкладывают из геометрических фигур узоры, предметы, сюжетные картинки (по замыслу). Ключевые слова Цилиндр, строительные детали. |