...
Цель. Дать
детям представление о разных видах судов; о том, что их строение
зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех
кораблей есть нос, корма, днище, палуба; упражнять в анализе
конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские
навыки; упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из
частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному
анализу.
Материал. Коробки со строительным материалом, ножницы.
Ход работы
Возьмите красный, желтый, зеленый и синий
листы бумаги. Сложите их в стопку, а затем пополам. Попросите детей
найти в коробке со строительным материалом кубик. Положите кубик на угол
стопки бумаги, обведите фломастером, затем снимите и спросите: «Какой
бочок у кубика?» (Квадратный.)
Обведите все грани кубика. Пусть дети сами
сделают вывод: у кубика все грани (стороны) квадратные. Вырежьте по
контуру квадратик и покажите фокус: «посолите» квадратиками, и у вас
из-под пальцев посыпятся разноцветные квадратики. Спросите у детей:
«Сколько квадратиков? Какие они?».
Таким же образом обведите грани кирпичика.
Подведите ребят к выводу: у кирпичика все грани прямоугольные, но не
одинаковые. Разложите фигурки парами (по две одинаковые). Обведите грани
призмы и вырежьте ее. Поиграйте с фигурами, предложите детям
накладывать их на грани строительных деталей (они поймут, что у многих
деталей грани совпадают, например, квадратные и прямоугольные грани есть
у бруска, арки, маленьких призм и др.).
Игра «Выложи пол плитками». Предложите
детям выложить плитками (фигурами) красивый пол (на столе). Отбирайте
фигуры и располагайте по краю стола, чередуя их по форме и цвету, а дети
пусть повторяют ваши действия. От краев переходите к углам, затем
вместе с ребятами выложите середину.
Игра «Придумай и построй». Построение
из геометрических фигур различных образов и фигур. Сначала составляйте
фигуры сами, а ребята пусть повторяют за вами. Затем дети придумывают
свои образы и фигуры. Из самых интересных образов и фигур сделайте
контурные, а затем расчлененные схемы. (Наложите на лист бумаги
изображение, придуманное ребенком, обведите фломастером и снимите с
листа – получилась контурная схема. Разделите схему на геометрические
фигуры – получилась расчлененная схема.)
Советы воспитателю Не забывайте с
обратной стороны листа с детской работой фиксировать авторство (имя
ребенка и название придуманного им образа). Из этих листов у вас
получится оригинальное методическое пособие по плоскостному
моделированию, разработанное детьми.
Работа с иллюстрациями. Выложите из
фигурок кораблик и предложите детям угадать, что это. Подберите
иллюстрации, на которых изображены разные корабли. Рассмотрите их с
детьми; определите назначение, строение кораблей. Прочитайте
стихотворение:
По морским просторам корабли плывут,
К незнакомым берегам нужный груз везут.
Морякам не страшен ветер и туман.
Есть у них товарищ – смелый капитан.
Предложите детям построить корабли из
строительного материала. Дайте им плоскостные модели днищ разного
размера и формы для конструирования на них. Покажите, как можно
обстроить борта кирпичиками и пластинами, соорудить с помощью второй
пластины еще одну палубу, построить капитанский мостик, выделить место
для грузов. Посоветуйте ребятам украсить кораблики флажками, заселить
человечками. Предложите детям построить корабли из конструктора.
Покажите им несколько вариантов конструирования корабликов. Пусть ребята
строят, экспериментируют, изобретают свои модели.
Советы воспитателю
Стройте вместе с детьми; перестраивайте
сконструированный вами корабль, привлекая к этому их внимание, показывая
способы преобразования.
Поощряйте ребят, которые следуют вашему
примеру и пытаются построить по-своему. Не забывайте спрашивать о
назначении построенных ими корабликов, помогайте развивать сюжеты игр,
побуждайте детей играть с конструкциями; придумывать и рассказывать
истории о корабликах. Через игровые ситуации привлекайте ребят к
созданию новых видов кораблей. Побуждайте использовать в конструировании
дополнительные детали и материалы (мачты, флагштоки, шпульки, коробочки
и пр.). Создавайте условия для речевого и игрового общения. Игровые задания. Строительство
корабликов для человечков, зверюшек разного размера из настольного
строительного материала, крупного напольного строителя, конструкторов.
Конструирование по образцам, по их
преобразованию, по замыслу, по темам («Парк с рекой, по которой плывут
кораблики», «Морской пляж и стоящие на рейде корабли», «Улица, которую
пересекает река» и т. д.).
Игра «Отбери фигуры». Выставьте перед детьми поднос с
геометрическими фигурами, которые они использовали на занятии, и
предложите разделить их поровну («Саша взял желтый квадратик, и вы все
возьмите такую же фигуру» и т. д.). По окончании работы каждый ребенок
кладет отобранные фигуры в свой конверт. Предложите детям сложить из
фигур кораблики или что-то другое (по желанию). Ключевые слова Угол, центр, схема. |