Цель .
Развивать конструкторские навыки детей; упражнять в сооружении прочных
построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей
кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на
перекрытиях, украшая крыши различными деталями; упражнять в различении и
назывании основных геометрических фигур, в штриховке. Развивать
фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность
действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделить различия.
Материал. Цветные карандаши,
строительный материал, плоскостные бумажные модели разных размеров и
цветов (квадратные, прямоугольные, круглые, треугольные, овальные).
Ход работы
Работа с иллюстрациями «Зверюшки и фигуры». Предложите
детям помочь зверюшкам обвести фигуры. Рассмотрите с ребятами
изображения на каждой картинке (рис. 12, 13, 14, 15, 16). Предложите
обвести геометрические фигуры в рамочках, изображенные пунктиром,
сначала пальчиком, потом карандашом, а затем раскрасить.
Рис. 12
Рис. 13
Рис. 14
Рис. 15
Рис. 16
Работа с иллюстрациями. Прочитайте детям стихотворение:
Ранним утром, на заре,
Вырос терем на горе.
С куполами золотыми
И стенами расписными.
Подберите иллюстрации, на которых
изображены разнообразные терема. Рассмотрите с детьми картинки,
побеседуйте по содержанию. Напомните ребятам сказку «Теремок» и
предложите построить теремки для зверюшек.
Постройте терем из строительного материала.
Обратите на него внимание детей: рассмотрите, проанализируйте,
уточните, какой формы у него фундамент, сколько этажей, сколько
надстроек, как они украшены.
Предложите детям бумажные модели (разные
фундаменты) – пусть они выбирают любые. Побуждайте ребят отбирать по
несколько моделей для фундамента и объединять их, чтобы получились
необычные по форме терема. Например, можно положить на стол
прямоугольник, а перед ним вплотную на некотором расстоянии друг от
друга два круга и т. д. Пусть дети назовут отобранные фигуры.
Сначала дети обстраивают бумажные модели,
устанавливая кирпичики плотно друг к другу, вертикально и оставляя между
ними расстояние для окошек и дверей. Потом делают перекрытия, используя
разные по форме пластины (фанерные, картонные и пр.). Предложите им
соорудить на образовавшихся перекрытиях различные надстройки и завершить
строительство оформлением построек, сооружением сопутствующих
конструкций.
В процессе работы оказывайте ребятам
помощь. По окончании строительства обратите их внимание на то, что
получился целый сказочный городок из красивых и разных теремков.
Рассмотрите с детьми теремки, заселите их жителями (игрушками,
человечками) и предложите ребятам поиграть. Организуйте
конструирование сказочного городка из конструктора «Лего-Дупло»
(добавьте платы). Заселите его жителями (игрушками, человечками).
Поиграйте вместе с ребятами, объединяя их деятельность общим сюжетом
игры. Советы воспитателю Создавайте
условия для проявления самостоятельности, инициативы, творчества;
побуждайте детей к речевому и игровому общению; учите бережно относиться
к своим постройкам и к конструкциям своих товарищей. Предлагайте
убирать строительный материал на место, постепенно аккуратно разбирая
сооружения.
Игровые задания. Строительство
теремов, домиков для сказочных героев (из строительного материала и
конструкторов). Предложите детям построить домики для деда, бабы и
курочки Рябы; трех медведей, всех героев сказки «Репка». Показывайте
варианты сооружения двух-, трехэтажных домиков; варианты наращивания
сооружений в высоту (накладывая, устанавливая детали друг на друга или
соединяя их). Предложите строить по условиям: «Построй высокий теремок,
чтобы в нем мог жить этот зайчик».
Учите детей анализировать постройки
(выделять основные части, различать их по форме, величине, устанавливать
пространственное расположение частей относительно друг друга).
Знакомьте с доступными им закономерностями (зависимость устойчивости
сооружения от прочности основания, конструктивных возможностей деталей
от их формы; взаимозаменяемость деталей в результате их комбинирования и
т. д.).
Работа с иллюстрацией «Бусы и флажки». Предложите
ребятам задание, которое подготовил для них Кубик: закончить рисование и
раскрашивание бус и флажков (рис. 17). Поупражняйте их в различении и
назывании фигур и цветов, в чередовании предметов в заданном порядке.
Рис. 17 Работа с иллюстрацией «Геометрические фигуры». Поупражняйте
детей в умении находить одинаковые геометрические фигуры способами
сравнения и выделения (рис. 18). Предложите отыскать в ряду фигур в
рамке такую же фигуру, как та, что нарисована слева, и раскрасить ее в
любой цвет. По окончании работы проверьте вместе с детьми правильность
выполнения задания.
Рис. 18 Ключевые слова Овал, пунктирная линия, перекрытие, надстройка.
|