...
Цель. Упражнять
детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур;
в различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий,
желтый, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг,
прямоугольник); закреплять представления об основных строительных
деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок); учить понимать
взрослого, думать, находить собственные решения.
Материал. Кубик (красный кубик из
строительного набора, на одну грань которого наклеены глазки и рот),
коробка со строительным материалом, конверт, бумажные плоскостные модели
разной формы, карандаши, фломастеры.
Ход работы
Заинтересуйте детей сказочным сюжетом,
эмоционально их настройте, постарайтесь вызвать ожидание необычного,
волшебного, загадочного. Познакомьте их с Кубиком. Пообщайтесь с ними от
лица Кубика, пригласите ребят к нему в гости в волшебную страну
Формандию, куда можно попасть, лишь выполнив задания. Загадайте загадку:
Есть коробка у меня,
В ней живут мои друзья.
Они очень разные,
Желтые, красные,
Зеленые и синие,
Все дружные и сильные.
Вместе любят собираться
И в постройки превращаться.
(Коробка с кубиками, конструктор)
Работа с иллюстрацией «Дверь в Формандию». Обратите
внимание детей на картинку (рис. 1) и скажите, что на ней изображена
дверь в страну Формандию. Предложите найти внизу листа ключики к двери
(квадратный, круглый, треугольный и прямоугольный), отрезать полоску, на
которой они изображены, разрезать ее по линиям на части и вырезать
фигуры.
Предложите детям «открыть» дверь в Формандию
ключиками, наложив их на замочки соответствующей формы. Похвалите их за
правильно выполненное задание, попросите собрать ключики и сложить в
конверт.
От имени Кубика пригласите ребят в волшебную страну.
Работа с иллюстрациями «Идем в гости». Предложите каждому ребенку выбрать одну из предложенных картинок (рис. 2, 3, 4, 5).
Побеседуйте с детьми по содержанию картинок:
«К кому мы пришли в гости? Что нарисовано на картинках?. Зачем зайке
так много яблок? Какого цвета бывают яблоки? Сколько яблок везет зайчик в
тачке? Что делает котик? И так далее».
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Предложите детям раскрасить картинки.
Уточняйте, каким цветом и что они раскрашивают. Посоветуйте раскрашивать
мелкие детали фломастерами, а большие – карандашами. В процессе работы
прочитайте детям стихи, соответствующие содержанию картинок:
У зайчишки в садике
Яблоки созрели.
Красными фонариками
На веточках горели.
Посмотрите на кота,
На кота, на маляра,
Котик красит и поет,
В гости нас к себе зовет: «Мур, мур!».
Петя, Петя, петушок,
Петя – звонкий голосок.
Петя строгий, Петя важный,
Петя сильный и отважный.
Вот зеленая подружка —
Пучеглазая лягушка,
У пруда с утра сидит
И на поплавок глядит.
Предложите детям посмотреть на раскрашенные картинки и определить, что нарисовано на всех четырех картинках. (Заборчики.) Пусть ребята внимательно рассмотрят заборчики.
Работа с иллюстрацией «Забор с узорчатой решеткой». Предложите
детям рассмотреть иллюстрацию (рис. 6), подумать над вопросом: «Что
может быть за этим забором?» и построить красивые заборчики из
строительного материала. Научите их сооружать на столе несколько
вариантов заборчиков из любых деталей 2–3 видов и цветов.
Рассмотрите с детьми заборчики, выделите
знакомые детали. Пусть они выберут любые игрушки и построят для них
загородки, заборы, ограждения (песочный дворик для кукол, бассейн для
пловцов, пруд для уточек, загон для лошадей и пр.). Форму ограждения
дети выбирают сами (берут листы цветной бумаги круглой, квадратной,
прямоугольной, треугольной формы, кладут на стол и начинают
обстраивать).
По окончании работы полюбуйтесь вместе с
детьми постройками, рассмотрите, какие разные получились загородки, из
деталей какого цвета и формы они состоят.
Затем предложите ребятам конструктор,
например, кубики «Лего-Дупло». Пусть дети придумывают и сооружают из них
любые заборчики. В процессе работы спросите у них, чем отличаются
обычные строительные детали от деталей «Лего-Дупло» и благодаря чему
детали «Лего-Дупло» скрепляются между собой.
Игровые задания. Строительство
загородок, аквариумов, озер, клумб, стоянок для машин и пр. Сооружение
загородок с использованием опорных моделей и без них по показу способов
конструирования (по четырем углам устанавливаются ориентировочные
детали, затем застраивается расстояние между ними).
Рис. 6 Советы воспитателю
Подводите детей к самостоятельному анализу
построек; учите рассказывать о том, из каких деталей и каким образом они
построены; побуждайте к гармоничному сочетанию деталей по форме и
цвету, к самостоятельности, к контактам со сверстниками и взрослыми.
Помогайте развивать игровые сюжеты; предлагайте аккуратно разбирать
постройки, конструкции, раскладывать детали, убирать на место. Заведите
тетрадь для заметок (выводов о деятельности ребят, их успехах,
неудачах, вопросах; записи детских словечек, оригинальных, необычных
суждений, смешных замечаний, неординарных проявлений). Ключевые слова Квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, куб, кирпичик, брусок. |