Цели. Развитие умения сочинять сказку по модели, выражать свое отношение к действительности символическими средствами.
Материал. Картинки с изображением старика и журавля, диалектическая схема превращения.
Методика проведения
На этом занятии дети получат возможность совершить творческое действие — сочинить историю, используя схему превращения. Педагог прикрепляет к доске схему превращения и задает вопрос:
— На одном из занятий у нас была такая схема. А что она обозначала?
Если дети будут вспоминать конкретный
эпизод сказки и говорить, что схема про превращение старика из умного в
глупого, стоит поддержать их и обобщить:
— Да, эта схема показывает, что
произошло превращение чего-то в свою противоположность. Было таким, а
стало наоборот. У нас эта схема обозначала превращение из умного в
глупого.
Дети могут назвать и другие превращения — но если речь идет именно о противоположностях, с этим вполне можно согласиться.
Начинаем сочинять свою сказку.
— Итак, на этой схеме показано
превращение: было так, а стало наоборот. Но вы уже знаете, что эта схема
помогает не только сказку прочитать, но и свою сочинить. Так что мы с
ее помощью тоже можем побыть сказочниками и сочинить сказку. В сказке
превращение произошло со стариком: он был глупым, а стал умным. А мы с
вами придумаем сказку вот про этого героя. (Педагог ставит перед детьми
какую-то выразительную игрушку, которую потом будет нетрудно рисовать.)
Ну, сказочники, давайте подумаем, какое превращение могло произойти с
нашим героем? Наверняка у вас появятся разные идеи!
Самое важное — запустить «колесо
фантазии»: для детей задание придумывать разные варианты является
необычным, и важно показать, что интересно, когда варианты отличаются
друг от друга.
Каждый предлагаемый вариант надо соотносить со схемой.
— Вот Вася говорит, что щенок был
маленьким, а стал большим. Подходит это к нашей схеме? А Петя говорит,
что щенок был без крыльев, а потом у него выросли крылышки. Подходит это
к нашей схеме?
Выбор варианта превращения.
— Посмотрите, у нас получилось несколько вариантов превращений. Давайте выберем тот, который вам больше всего понравился.
Дети выбирают один из лучших вариантов,
самый необычный или интересный. Выбор понравившегося варианта — это
отдельное, очень непростое действие: ведь ребенку надо остановиться на
том, что понравилось именно ему! Поэтому надо обязательно предложить
нескольким ребятам сказать, какой вариант понравился им больше всего.
Сочинение «причины превращения».
Но превращение — это еще не сказка.
Чтобы получилась сказка, надо придумать, как произошло превращение.
Поэтому вторым шагом является придумывание причины превращения.
— А теперь давайте подумаем, как же
произошло такое превращение? Вспомните, в сказке какое превращение было?
Правильно: мужик из глупого стал умным. А как это произошло?
Педагог выслушивает версии детей и
поддерживает правильные: журавль помог, или сорок из сумы напали — вот и
поумнел, или сам догадался, когда его побили и пр.
— А в нашей сказке вы придумали, что
щенок был некрасивым, а стал красивым (например!). Давайте придумаем,
из-за чего это могло произойти. У кого какие идеи?
Здесь обсуждается только одно из
выбранных превращений, педагог делает акцент на том, что превращение
одно, а варианты причин могут быть разные, радуется каждой новой
предложенной детьми причине превращения. В этой ситуации взрослый должен
подхватывать детские идеи и пробовать каждую сразу же превращать в
сказку (что, конечно, не так просто сделать). Например: «Смотрите, какая
сказка у нас получилась: щенок был некрасивым, съел волшебный гриб и
стал красивым».
— Замечательная идея Алеши, но может кто-то придумает другой вариант — и тогда сказка получится другой.
Вероятно дети будут повторять ответы
друг друга, не замечая этого. Происходит это по двум причинам.
Во-первых, ребята обращаются к воспитателю — поэтому друг друга они не
слушают, а ждут момента, чтобы высказать свою идею. Во-вторых, иногда не
так просто заметить, что твоя идея такая же — ведь сформулирована она
чуть иначе, в других словах. Это уже аналитическое действие, которое
должен проделать воспитатель — чтобы дети потом научились делать это
сами.
— Ребята, превращение у нас было одно, а сколько вы разных сказок придумали!
В завершение педагог хвалит детей за придуманные варианты превращений и предлагает нарисовать тот, что понравился больше всего.
— Сейчас я вам раздам вот такие
листочки: они разделены на две части, пополам. Каждый рисует на своем
листе ту придуманную сказку, которая ему больше всего понравилась. На
одной половине листа вы нарисуете то, что было в начале, а на второй —
то, что было после превращения. А потом мы все рисунки соберем в одну
книжку.
Выбор понравившегося эпизода —
отдельная работа для дошкольника, ведь надо преодолеть свою
подражательность и выбрать то, что понравилось ему самому.
Даже после обсуждения многим детям
будет нужна помощь, поэтому стоит подойти и помочь тем, кто так и не
определился с выбором. Хорошо задавать вопрос о том, как можно будет
заметить по рисунку, что произошло превращение. |