«Не рой другому яму — сам в нее попадешь» —
так можно выразить основную мысль этой коротенькой сказки. Начинает
герой действовать себе во благо, а другим во вред, и думает, что так оно
все время и будет продолжаться. Но то, что направлено против другого, в
конце концов, к тебе самому и вернется. Действие, направленное против
другого, становится направленным против тебя самого — это одно из
проявлений диалектического действия замыкания. Замыкание заключается в
том, что объект превращается в свою противоположность, а потом именно
из-за этого возвращается в исходное положение. В этой сказке щука, чтобы
избавиться от голода, начинает безудержно набивать брюхо, а в
результате остается совсем без корма и попадается на крючок.
Вот так коротенькая и, вроде бы,
незатейливая сказка оборачивается притчей о том, каким эхом отзывается в
мире любое зло. В детской жизни такие ситуации не редкость: захотел,
чтобы все твои игрушки были при тебе, заботливо сгреб их в кучу возле
себя, не захотел делиться, прогнал всех «посягающих» на твое добро — и
остался в скучном одиночестве, в котором игра уже невозможна. Взрослому
могут прийти в голову размышления и об экологических катастрофах, с
которыми столкнулось человечество, взявшееся безудержно эксплуатировать
природу.
Но в этой сказке можно обнаружить и
действие объединения: ведь щука оказалась не только жертвой, но и
охотницей — причем одновременно, по отношению к самой себе: именно
собственные усилия щуки и вынудили ее заглотить червяка.
Цель. Развитие умения выделять основных действующих лиц и последовательность основных эпизодов художественного текста.
Материалы. Иллюстрации к сказке:
в реке плавает щука, а на нее смотрят мелкие рыбки, на берегу сидит
рыбак; щука охотится за рыбками, на берегу сидит рыбак; щука осталась
одна в реке, на берегу сидит рыбак; щука заглатывает крючок, в реке нет
другой рыбы.
Методика проведения
Педагог читает сказку и попутно
объясняет незнакомые слова. В сказке довольно много необычных названий,
однако они образуют мелодию текста, делают его необычным и поэтичным,
поэтому лучше не заменять непривычные имена и слова, а, наоборот,
обратить на них внимание детей, объяснить и помочь детям удивиться их
необычности.
Затем педагог задает вопросы по
содержанию сказки и вывешивает на доску иллюстрации к основным эпизодам.
Вопросы задаются таким образом, чтобы детям приходилось не столько
соглашаться или не соглашаться (отвечать «да» или «нет»), сколько давать
развернутый ответ.
— С чего начинается сказка?
— Как вы думаете, до щуки какие-то рыбы
в реке жили? Как вы догадались об этом — ведь сказка начинается со слов
«Однажды родилась в реке Шексне щука»…
— А кто запомнил, какие рыбки собрались посмотреть на щуку?
— Чему остальные рыбы удивлялись?
— Я говорю, что рыбы «удивлялись», а кто помнит, какое слово было в сказке?
Хорошо, если дети смогут вспомнить
красивое слово «дивовались», в котором ясно слышно эхо слова «диво».
Если не вспомнят, надо перечитать этот фрагмент. Можно спросить у детей,
откуда такое странное слово — «дивовались», что оно означает, на какое
слово похоже. Хорошо, если ребята смогут обнаружить, что оно близко к
слову «диво», то есть чудо.
— И как же стала щука себя в реке вести?
— Что бы случилось, если бы она и дальше продолжала всех рыбок поедать?
— Кто решение предложил? Что Ерш Ершович предложил сделать?
— Куда рыбки мелкие решили перебраться?
— Удалось им всем спастись?
Важно, чтобы дети вспомнили, что мелким рыбкам все равно несладко пришлось — их по дороге ловили рыбаки («рыбари»).
— А что же случилось, когда ушла мелкая рыба из Шексны?
— А почему щука на крючок попалась?
Важно, чтобы дети ответили, что на червяка она позарилась от голода — ведь в реке есть было больше некого.
— А чем сказка закончилась?
В конце занятия педагог может
предложить детям пересказать сказку по картинкам. В ходе рассказа он
помогает детям, если они пропускают причинно-следственные отношения.
|