Сразу оговоримся: чего в сказке искать не
стоит, так это прямых, на поверхности лежащих нравоучений. С точки
зрения прямолинейной морали, сказки иногда звучат довольно странно:
самым успешным может оказаться самый глупый из братьев, ленивый Емеля
добивается любви царской дочери, а некоторые сказочные герои добиваются
своего прямым обманом. Трудно поверить, но такое прямолинейное прочтение
привело когда-то даже к гонениям на сказку: в 1930-е годы сказки детям
читать не рекомендовалось, поскольку они, якобы, «мешают формировать у
ребенка реалистические представления о мире». Надеемся, эти опасные (не
только для сказки) времена позади.
Великий итальянский педагог Мария
Монтессори писала, что «дети учатся жить у жизни», но если чему-то
учиться у жизни — то это творчеству. А творчество невозможно просто
«показать», надо самому решать задачи! Вот и возникает вопрос: каким
образом ребенок может получить опыт такого решения, читая сказки? Ведь в
сказках все задачи предлагаются, казалось бы, уже в решенном виде. Тут
есть два ответа.
Во-первых, воспитатель должен построить
работу таким образом, чтобы дети восприняли сказку как задачу для себя:
например, искали решение вместе с главным героем или анализировали
взаимоотношения персонажей. В сказках можно обнаружить все
диалектические действия — и превращение, опосредствование, и
объединение, и замыкание, и смену альтернативы. Самое интересное и
непредсказуемое — в том, что часто дети видят не то действие, которое
«запланировал» взрослый, а совсем иное — в этом случае очень непросто
пойти навстречу детской инициативе и свернуть с заранее проложенной
тропы конспекта. Причем глубины, изумляющие даже бывалых взрослых
читателей, открываются именно в ходе дискуссии. А сказки от этого
нисколько не теряют своей непосредственной прелести: именно после
решения проблемных ситуаций дети с особенной радостью рисуют
понравившиеся эпизоды, рассказывают о прошедших в группе спорах
родителям, придумывают собственные сказки. Даже в известном наизусть с
детства «Колобке» можно обнаружить неожиданные секреты!
Во-вторых, в ходе изучения каждой сказки
последние занятия посвящены проигрыванию, рисованию и даже придумыванию
своих собственных историй. Это необходимая часть программы: дети учатся у
сказки творчеству.
Первые шаги в создании программы по освоению детьми диалектической структуры сказки были предприняты Р. Р. Зинуровой.
Данная книга обращена к педагогам,
которые хотят творчески читать сказки с детьми. Она может быть интересна
и полезна тем, кто хочет:
• помогать детям обнаруживать сокровища творческого мышления, скрытые в народных сказках;
• развивать способность дошкольников создавать новое. |