Цели. Выражение отношения к героям сказки через символические средства. Выявление разных позиций в сказке.
Материалы. Значки с изображениями персонажей сказки: старика, журавля, хозяина постоялого двора, старухи, а также предметов-подарков.
Методика проведения
В этой сказке все строится на хитрости:
сначала богатый мужик подменяет подарки, а старик простодушно считает,
что они утратили свою силу, потом уже старик идет проучить хозяина, а
тот попадается в ловушку и простодушно пытается прибрать к рукам и
третий подарок.
Работа по драматизации должна помочь детям понять, что одну и ту же ситуацию герои видят принципиально по-разному.
Для этого педагог задает особые «позиционные» вопросы. В эпизоде, когда старик забирает уже подмененную скатерть:
— А хозяин знал, что скатерть уже не та? Как ты покажешь, что он схитрил и хочет, чтобы старик не догадался?
— А старик догадывался об обмане? Как это можно показать?
В эпизоде, когда старик демонстрирует подмененную скатерть старухе:
— А старик чего ожидал от скатерти? И что он подумал — почему скатерть угощения не приготовила?
В эпизоде, когда старик пришел на постоялый двор с сумой:
— Чего ожидал хозяин двора от сумы? И как ты это изобразишь?
— А старик чего ожидал от сумы? Как это показать? Как он свои слова скажет?
При распределении ролей педагог раздает исполнителям значки с изображением персонажей сказки.
Для того чтобы сыграть героев сказки,
детям придется попытаться изобразить довольно сложные эмоции: наивное
неведение, расчетливую хитрость, простодушное недоумение. Взрослый может
помочь — показать мимикой и жестами, как сыграть простодушие и
хитрость. Игровое, символическое изображение двойственной позиции
персонажей подведет детей к решению проблемно-противоречивой ситуации на
следующем занятии. |