Цели. Выражение отношения к героям
сказки через символические средства. Создание проблемно-противоречивых
ситуаций и решение их символическими средствами.
Материалы. Значки с изображениями персонажей сказки: сестрицы Аленушки, братца Иванушки, козленка, ведьмы, купца.
Методика проведения
На этом занятии дети получают
возможность в игре-драматизации выразить свое отношение к героям через
такие символические средства, как движение, голос, интонация и пр.
Уже при распределении и проигрывании
ролей дети столкнутся с противоречивыми ситуациями — остается ли
козленок Иванушкой после превращения или нет? Кем является
превратившаяся в Аленушку ведьма? Разбираться и анализироваться эти
проблемные ситуации будут на следующем занятии, а сейчас важно показать
детям их существование и предложить их символическое решение — через
роль. Значок с героем является средством удержания роли.
Педагог напоминает детям содержание
сказки и предлагает распределить роли. Уже в ходе распределения ролей
возникнет вопрос о том, нужен ли отдельный исполнитель для роли козленка
или его должен играть тот же мальчик, что и Иванушку.
Распределять роли стоит начать с Иванушки:
— Мы сегодня разыграем сказку по ролям.
Вот значки, на них изображены все персонажи сказки. Каждый актер,
который будет играть чью-то роль, получит свой значок. Сначала давайте
выберем, кто будет играть роль Аленушки, Иванушки.
Проблемно-противоречивая ситуация.
— Вася будет играть Иванушку, а кому нам отдать значок козленка?
Обоснование (доказательство) противоположных суждений.
Если дети говорят, что нужно выбрать еще одного актера на роль козленка и отдать ему значок, стоит спросить:
— То есть козленок — это уже не
Иванушка? Он уже просто козленком стал? Так что, Вася должен сразу две
роли играть? Но ведь тогда непонятно будет, кого он сейчас играет —
Иванушку или козленка, превращенного в Иванушку.
Диалектическое преобразование.
Эти вопросы стоит задавать детям в
разной формулировке, пока у кого-то из ребят не возникнет идея
предложить одному актеру менять значок в ходе сказки: сначала надевать
значок Иванушки, а потом — значок козленка. Может возникнуть и идея
маски — она тоже вполне отражает суть превращения. Ценна сама эта идея
как решение задачи, поэтому заранее готовить маску не стоит.
На этом занятии достаточно обозначить
проблему и решить ее таким символическим способом (сменой значка).
Заметим, что ошибки в этом не будет — так как разные значки будет
надевать один и тот же ребенок — принимая роль и в одно и то же время
оставаясь самим собой и становясь другим.
Проблемная ситуация возникнет и с тем,
кому играть ведьму, уже превратившуюся в Аленушку. Этот вопрос возникнет
только по ходу сказки, так как при распределении ролей точно будут
нужны две исполнительницы — ведь в сказке самостоятельно существуют оба
персонажа.
Дети могут предложить разные варианты
решения: надеть Аленушке значок ведьмы, ведьме значок Аленушки или
выбрать третью актрису на роль ведьмы. Все три решения возможны, так как
позволяют удержать двойственность персонажа, объединение в нем
противоположностей, но все варианты стоит подробно обсудить и предложить
детям выбрать один. |