Четверг, 25.04.2024, 16:12
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

УМЕЛЫЕ РУЧКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
УЧИМСЯ СЧИТАТЬ [26]
УЧИМСЯ ИЗМЕРЯТЬ [17]
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ [41]
СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ [24]
СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ [109]
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ [56]
МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК [60]
РАСКРАСКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [129]
ИСКУССТВО ДЕТЯМ [183]
ГОЛОВОЛОМКИ [175]
УРОКИ ЛЕПКИ [73]
АППЛИКАЦИЯ [58]
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА [28]
ЗАГАДКИ [15]
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ [134]
ПОДЕЛКИ [200]
СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЕТСКИХ ПРОБЛЕМ [83]
ОТРАБАТЫВАЕМ ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ [93]
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ [11]
ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ [339]
НАУЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ СО ЗНАЙКОЙ [76]
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ [107]
РАБОТА ЛОГОПЕДА [153]
ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ [56]
РАЗВИВАЮЩИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ [100]
КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА [13]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. РАБОТАЕМ ПО СКАЗКЕ [31]
ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ И АППЛИКАЦИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ [36]
ФОНЕМАТИКА [120]
ПРО ЖИВОТНЫХ [27]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР [34]
ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ [308]
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МАМОЙ [36]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА [71]
НОВОГОДНЯЯ КУТЕРЬМА [22]
БУКВОГРАММА. РАЗВИВАЕМ УСТНУЮ И ПИСЬМЕННУЮ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКОВ [59]
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. РАБОТАЕМ ПО СКАЗКЕ

Решаем диалектическую задачу с помощью наглядной модели

Цель. Решение диалектической задачи с помощью наглядной модели.

Материалы. Картинки с изображением персонажей, черные квадраты (8×8, 11×11, 14×14, 17×17 см — по три квадрата каждого размера).

В решении предыдущих задач фигурировали только те персонажи, с которыми встречался колобок, а вот о самом колобке вопрос не ставился. На этот раз детям предлагается решить диалектическую задачу: оценить хитрость колобка.

Дети могут попасть в «формально-логическую ловушку»: обнаружить только одну из характеристик колобка (хитрый — потому что от зайца, волка, медведя ушел; нехитрый — потому что от лисы не ушел), забыв о печальном финале сказки.

Методика проведения

В начале занятия можно предложить детям изобразить квадратиками героев сказки по размеру и по хитрости. Все возникающие ошибки стоит обсуждать, предлагая детям обосновывать свою точку зрения. Главная задача на этом этапе «повторения» — делать акцент на разных основаниях для сравнения и на том, что в зависимости от основания серии выстраиваются по-разному.

Воспитатель помещает в центр доски серию «по хитрости» и задает проблемный вопрос: «А вот если бы вы сюда и колобка поместили, то каким бы квадратиком его обозначили?»

Если дети говорят, что таким же квадратом, как лису, надо выполнить это указание и «прочитать» модель так:

— Итак, у нас получилось, что заяц, волк и медведь — бесхитростные, а колобок и лиса хитрые, отличаются от всех.

Обоснование противоположных суждений.

Тут наверняка кто-то возразит, что не так уж хитер колобок — его-то лиса перехитрила.

— Тогда давайте обозначим его маленьким квадратом. А теперь что получилось? Что все звери и колобок бесхитростные, а одна лиса хитрая.

Если никто не возразит, надо задать контрвопрос:

— А разве звери смогли колобка перехитрить? Как он от них ушел? Может, стоит его большим квадратом обозначить?

Дети должны вспомнить, что колобок все же действовал разумно — песенку пел, внимание отвлекал и от всех, кроме лисы, укатился.

— Так как же нам обозначить колобка, каким квадратом?

Диалектическое преобразование.

«Хорошим» ответом тут будет предложение обозначить колобка средним квадратом и обоснование, что он обманул некоторых зверей, но его самого перехитрила лиса, т. е. он хитрее волка с зайцем и медведем, а лиса хитрее его.

5. Разыгрываем сказку с помощью наглядной модели

Цель. В символической форме отразить содержание сказки.

Материалы. Две наглядные модели сказки «Колобок», отражающие смену альтернативы в сказке; карточки-значки с изображением персонажей сказки — колобка, зайца, волка, медведя и лисы (все карточки-значки должны быть одинакового размера).

Перед началом занятия на доске располагается картинка с «Колобком» и обе наглядные модели сказки. Сначала надо предложить детям вспомнить, как «читаются» сказки по наглядной модели, спросить, кто может «расшифровать» сказку, «прочитать» ее по квадратикам. Можно задать вопросы о том, почему белые квадратики на одной модели увеличиваются, а на другой три квадратика не различаются по размеру.

Следует создать ситуацию, в которой дети смогут еще раз подействовать с моделью: выбрать ребят на роли колобка, зайца, волка, медведя и лисы, каждому дать маленькую карточку-значок с изображением его героя. Затем педагог предлагает кому-то из детей стать ведущим и расставить всех героев сначала «по росту», а потом «по хитрости».

В первом случае трудность для детей будет состоять в том, чтобы выстроить серию именно по росту героев, вопреки очевидному росту изображающих их ребят. Чтобы задача проявилась более рельефно, надо постараться, чтобы по росту исполнители не соответствовали персонажам — например, роль медведя может достаться самому невысокому мальчику.

Во втором случае задача для детей заключается в том, чтобы выстроить серию по скрытому, «не наглядному» признаку — хитрости. Тогда ведущему надо будет действовать и вопреки видимому росту исполнителей, и вопреки предыдущей серии, в которой персонажи выстраивались по размеру.

После этого детям предлагается разыграть сказку. Схемы при этом остаются на доске, педагог напоминает об особенностях героев и предлагает отразить их средствами голоса и движений. Очень важно использовать модель, чтобы нащупать «драматургический образ» героев: это поможет детям и научиться читать схему, и использовать ее для понимания сказки.

— Помните, каким у нас был зайчик? Он был самым маленьким и не хитрым. Вот и попробуй так сыграть зайчика, чтобы мы поняли, что он был маленьким и не хитрым.

— А каким у нас был медведь? Да, он был самым большим по размеру, но тоже совсем не хитрым: большим и глупым. Вот надо так медведя сыграть, чтобы мы увидели, что он большой и глупый, бесхитростный.

Категория: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. РАБОТАЕМ ПО СКАЗКЕ | Добавил: admin (16.11.2013)
Просмотров: 1238 | Теги: Золотистый оттенок, Эдоардо Пеше, Новинки нашего кино - Ученик | Рейтинг: 5.0/1
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ

ПЕДАГОГАМ

ЛОГОПЕД


Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ



Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика