Цель. Решение диалектической задачи с помощью наглядной модели.
Материалы. Картинки с изображением персонажей, черные квадраты (8×8, 11×11, 14×14, 17×17 см — по три квадрата каждого размера).
В решении предыдущих задач фигурировали
только те персонажи, с которыми встречался колобок, а вот о самом
колобке вопрос не ставился. На этот раз детям предлагается решить
диалектическую задачу: оценить хитрость колобка.
Дети могут попасть в
«формально-логическую ловушку»: обнаружить только одну из характеристик
колобка (хитрый — потому что от зайца, волка, медведя ушел; нехитрый —
потому что от лисы не ушел), забыв о печальном финале сказки.
Методика проведения
В начале занятия можно предложить детям
изобразить квадратиками героев сказки по размеру и по хитрости. Все
возникающие ошибки стоит обсуждать, предлагая детям обосновывать свою
точку зрения. Главная задача на этом этапе «повторения» — делать акцент
на разных основаниях для сравнения и на том, что в зависимости от
основания серии выстраиваются по-разному.
Воспитатель помещает в центр доски
серию «по хитрости» и задает проблемный вопрос: «А вот если бы вы сюда и
колобка поместили, то каким бы квадратиком его обозначили?» Если дети говорят, что таким же квадратом, как лису, надо выполнить это указание и «прочитать» модель так:
— Итак, у нас получилось, что заяц, волк и медведь — бесхитростные, а колобок и лиса хитрые, отличаются от всех.
Обоснование противоположных суждений.
Тут наверняка кто-то возразит, что не так уж хитер колобок — его-то лиса перехитрила.
— Тогда давайте обозначим его маленьким
квадратом. А теперь что получилось? Что все звери и колобок
бесхитростные, а одна лиса хитрая.
Если никто не возразит, надо задать контрвопрос:
— А разве звери смогли колобка перехитрить? Как он от них ушел? Может, стоит его большим квадратом обозначить?
Дети должны вспомнить, что колобок все же действовал разумно — песенку пел, внимание отвлекал и от всех, кроме лисы, укатился.
— Так как же нам обозначить колобка, каким квадратом?
Диалектическое преобразование.
«Хорошим» ответом тут будет предложение
обозначить колобка средним квадратом и обоснование, что он обманул
некоторых зверей, но его самого перехитрила лиса, т. е. он хитрее волка с
зайцем и медведем, а лиса хитрее его.
5. Разыгрываем сказку с помощью наглядной модели
Цель. В символической форме отразить содержание сказки.
Материалы. Две наглядные модели
сказки «Колобок», отражающие смену альтернативы в сказке;
карточки-значки с изображением персонажей сказки — колобка, зайца,
волка, медведя и лисы (все карточки-значки должны быть одинакового
размера).
Перед началом занятия на доске
располагается картинка с «Колобком» и обе наглядные модели сказки.
Сначала надо предложить детям вспомнить, как «читаются» сказки по
наглядной модели, спросить, кто может «расшифровать» сказку, «прочитать»
ее по квадратикам. Можно задать вопросы о том, почему белые квадратики
на одной модели увеличиваются, а на другой три квадратика не различаются
по размеру.
Следует создать ситуацию, в которой
дети смогут еще раз подействовать с моделью: выбрать ребят на роли
колобка, зайца, волка, медведя и лисы, каждому дать маленькую
карточку-значок с изображением его героя. Затем педагог предлагает
кому-то из детей стать ведущим и расставить всех героев сначала «по
росту», а потом «по хитрости».
В первом случае трудность для детей
будет состоять в том, чтобы выстроить серию именно по росту героев,
вопреки очевидному росту изображающих их ребят. Чтобы задача проявилась
более рельефно, надо постараться, чтобы по росту исполнители не
соответствовали персонажам — например, роль медведя может достаться
самому невысокому мальчику.
Во втором случае задача для детей
заключается в том, чтобы выстроить серию по скрытому, «не наглядному»
признаку — хитрости. Тогда ведущему надо будет действовать и вопреки
видимому росту исполнителей, и вопреки предыдущей серии, в которой
персонажи выстраивались по размеру.
После этого детям предлагается
разыграть сказку. Схемы при этом остаются на доске, педагог напоминает
об особенностях героев и предлагает отразить их средствами голоса и
движений. Очень важно использовать модель, чтобы нащупать
«драматургический образ» героев: это поможет детям и научиться читать
схему, и использовать ее для понимания сказки.
— Помните, каким у нас был зайчик? Он
был самым маленьким и не хитрым. Вот и попробуй так сыграть зайчика,
чтобы мы поняли, что он был маленьким и не хитрым.
— А каким у нас был медведь? Да, он был
самым большим по размеру, но тоже совсем не хитрым: большим и глупым.
Вот надо так медведя сыграть, чтобы мы увидели, что он большой и глупый,
бесхитростный. |