Цель. Решение диалектической задачи с помощью схемы объединения.
Материалы. Картинки с изображением скатерти, баранчика и сумы; черный, белый и серый квадраты.
Диалектическая задача. Сума — хороший или плохой подарок?
«Формально-логическая ловушка»: дети
замечают только одну из сторон подарка (плохой — так как принесла побои;
хороший — так как помогла вызволить остальные подарки).
Методика проведения
Педагог задает вопрос:
— Какие подарки журавль подарил старику?
На доске прикрепляются три картинки с изображениями подарков на небольшом расстоянии друг от друга.
Диалектическая задача.
— Как вам кажется, какой подарок оказался в сказке самым лучшим? Объясните, почему вы так думаете.
Если бы этот вопрос прозвучал до
предыдущего занятия, почти наверняка большинство детей назвали бы
скатерть и баранчика. Но и после предыдущего обсуждения, вероятно,
кто-то назовет сначала первые два подарка и в ответ объяснит, что
скатерть дает еду, а баранчик — деньги. Это означает, что дети отвечают
на вопрос со своей позиции, не учитывая диалектическое действие,
совершаемое в сказке, где именно «вредность» последнего подарка
обернулась его подлинной полезностью. Но, скорее всего, хоть один слабый
голос будет подан и за суму, вряд ли обоснования будут внятными, и все
же стоит этот голос поддержать.
— Итак, многим кажется, что скатерть и
баранчик — это лучшее из того, что подарил журавль, а вот Миша считает,
что сума. Как вы думаете, почему сума всем так не нравится как подарок?
На самом деле это некоторое опережение
событий: дети не задумываются о том, чем их не устраивает третий
подарок, скорее просто очевидна привлекательность первых двух. Стоит
помочь детям высказать суждение о том, что сума принесла старику
неприятности, огорчила его.
— Так каким же подарком является сума —
хорошим или плохим? Давайте, если вы считаете, что это хороший подарок,
мы обозначим его белым квадратом, а если плохой — черным.
Обоснование (доказательство) противоположных суждений.
Далее работа строится так, чтобы помочь
детям обнаружить объединение в суме двух взаимоисключающих свойств:
поочередно доказывается верность каждого утверждения, воспитатель
выстраивает возражения и помогает детям их обосновать, ребята решают,
как при помощи схемы обозначить единство противоположностей в этом
подарке.
Диалектическое преобразование.
В предыдущих сказках уже появлялся
серый квадрат в схеме объединения. Задача педагога стоит в том, чтобы
дети действительно решали задач у, даже если кто-то припомнит, что
аналогичная задача уже была.
Провокационный вопрос:
— Так плохо или хорошо, что молодцы старика побили?
Надо выслушать разные версии, но
поддержать тех, кто может объяснить, почему это пошло на пользу старику,
что без этого вредного качества — наносить побои — сума ни за что не
помогла бы старику вернуть утраченное добро. |