Цель. Решение диалектической задачи с помощью диалектической схемы объединения.
Материалы. Картинка с козленком, квадраты белый, черный, серый.
Диалектическая задача: после превращения Иванушка — козленок или мальчик?
Методика проведения
«Формально-логическая ловушка»: ребенок замечает только одну из противоположностей или «не видит» их единства.
Надо помочь детям обнаружить момент
объединения противоположностей. В качестве средства, помогающего ребенку
понять суть сказки, надо использовать диалектическую схему, позволяющую
отразить отношения противоположностей и их перехода друг в друга.
Диалектическая задача.
Воспитатель прикрепляет к доске картинку с изображением козленка и спрашивает: «Ребята, а кто это?»
Интересно выслушать ответы детей:
обязательно надо повторить все варианты, чтобы они стали слышны
участникам обсуждения. Почти наверняка кто-то простодушно ответит, что
это козленок, а кто-то скажет, что это на самом деле Иванушка,
превращенный в козленка. Вокруг этих вариантов и надо завязать
обсуждение:
— Прозвучали разные ответы, давайте все
же разберемся — кто же это? Помогут нам в этом квадратики. Кто помнит,
что они обозначают?
Хорошо, если дети скажут, что квадратики обозначают то, что «наоборот». Если не скажут — стоит на этом коротко остановиться:
— Помните, в прошлый раз мы с вами
обозначали этими квадратами то, что наоборот друг другу? Мы даже играли в
такую игру — я показываю белый квадрат и называю слово, а потом
показываю черный квадрат и вы называете слово наоборот. Давайте
попробуем сейчас еще раз так поиграть.
В ходе игры педагог напоминает детям
способ действия — в ответ на появление контрастного квадрата надо
называть слово с противоположным значением.
— А теперь давайте вернемся к нашей
сказке. Выпил Иванушка воду из козлиного копытца и стал козленочком,
говорится в сказке. Вот картинка. Так как же вы думаете, кто это теперь?
В этот момент очень важно услышать противоположные ответы и обратить на них внимание всех детей:
— Ваши мнения разошлись — кто-то
говорит, что это Иванушка, кто-то, что козленок. Давайте, если мы
считаем, что это Иванушка, обозначим его белым квадратиком, а если
считаем, что козленок — черным.
По обе стороны от картинки прикрепляются белый и черный квадраты.
Обоснование (доказательство) противоположных суждений.
Педагог говорит: «Раз есть разные мнения, значит, нужны объяснения, доказательства».
Каждое доказательство надо выслушать (или помочь детям выстроить) отдельно.
Педагог задает вопрос:
— Кто считает, что Иванушка выпил из копытца и стал козленочком, а мальчиком быть уже перестал?
Вместе с детьми надо выделить на то, что он действительно стал козленком, с копытцами и рожками.
Когда дети согласятся, что Иванушка окончательно превратился в козленка, задается контрвопрос:
— А как к нему обращалась и относилась
Аленушка, как называла его? (Указывая на то, что она понимала, что он не
только козленок, но и мальчик.) Так кто считает, что в сказке Иванушка
выпил из копытца, но все-таки остался мальчиком?
Если дети согласятся, что все же это был и остался мальчик Иванушка, педагог задает еще один контрвопрос:
— Ну разве у вас в группе такие мальчики, с копытцами и рожками? Вы уверены, что он остался мальчиком?
Возвращение к решению диалектической задачи при помощи схемы.
— Итак, одни ребята доказывают, то Иванушка был козленком, а другие — что мальчиком. Кем же он был?
Такой вопрос уже задавался в начале
обсуждения, но теперь он для детей звучит совсем иначе — ведь они уже
успели «прожить» каждый вариант ответа и теперь действительно могут
обнаружить проблемную ситуацию!
Скорее всего, кто-то из ребят
попытается решить задачу и скажет, что это был и «мальчик и козленок
одновременно» или «не совсем козленок». Это уже замечательный ответ.
Казалось бы, задача решена — обнаружено объединение. Однако поиск
соответствующего схематического обозначения покажет, есть ли подлинное
понимание.
Педагог спрашивает:
— Лена говорит, что он был и мальчиком и козленком одновременно. Но как же нам это обозначить?
Вопрос надо задать именно так, не стоит
спрашивать: «Какой квадрат нам выбрать?» — это будет слишком сильно
провоцировать на выбор одного из имеющихся квадратов.
Взрослый снимает с доски оба квадрата и предлагает кому-либо из детей обозначить Иванушку-козленка.
Наверняка дети сначала будут пытаться выбрать один из квадратов — в этом случае воспитатель должен напоминать:
— Все-таки ты считаешь, что он был совсем мальчик? (Если выбирают белый квадрат.)
— Ты считаешь, что он был совсем козленком? (Если выбирают черный квадрат.)
Смысл этого вопроса в том, чтобы дети
сами открыли необходимость особого значка для объединения. Варианты
могут быть разными: дети могут предложить взять сразу два квадрата (в
этом случае стоит спросить — почему квадратов два, ведь речь идет об
одном персонаже), сдвинуть два квадрата, взять один квадрат, но двух
цветов и пр. Если кто-то предложит взять оба квадрата и попытается их
сдвинуть и наложить друг на друга (например), нужно радостно отметить
это предложение.
Диалектическое преобразование.
Только в том случае, если ребята сами
предложат один из вариантов объединения черного и белого, воспитатель
предлагает им серый значок.
— Я вижу, вы хотите сказать, что
квадратик должен быть в одно и то же время и черным и белым, но не
знаете, как это сделать. Давайте я вам предложу вот такой значок. Если взрослый чувствует, что детям по силам и более сложный вопрос, можно предложить им решить эту «задачу в задаче» самим:
— Я вижу, что вы хотите сказать, что квадратик должен быть одновременно и черным и белым, но вот как это сделать?
После введения значка педагог подводит итог:
— Итак, что же у нас будет обозначать серый значок?
Очень важно, чтобы схема не стала
самоцелью, а помогла детям уловить диалектику ситуации: чудесное
объединение противоположных характеристик — мальчика и козленка — в
одном персонаже. ЗАНЯТИЕ 2
Цель. Решение диалектической задачи с помощью схемы объединения.
Материалы. Картинка с изображением девочки, белый, черный, черно-белый квадраты.
Методика проведения
Теперь проблемная ситуация
разворачивается вокруг картинки с изображением Аленушки: дело в том, что
за внешностью Аленушки в сказке скрывается то девушка, то ведьма. Купец
попал впросак, что не понимал этого, слепо доверяя своим глазам.
Решением задачи будет открытие превращения.
Диалектическая задача: за внешностью Аленушки скрывается девочка или ведьма?
«Формально-логическая ловушка»: дети
могут не заметить превращения — того, что в одних эпизодах сказки за
одним и тем же внешним обликом может скрываться девочка, а в других —
ведьма.
Сначала обсуждение ведется в том же
ключе, что и решение предыдущей задачи, хотя ситуация несколько
отличается: в сказке есть персонаж, противоположный Аленушке — в отличие
от настоящего козленка ведьма в сказке присутствует в своем натуральном
виде. Это значит, что за одной и той же внешностью может скрываться то
девушка, то ведьма. На примере этого персонажа можно обсудить сначала
объединение, а потом превращение. Задачу надо сформулировать чуть иначе,
чем в случае с козленком, чтобы дети не действовали по образцу.
Диалектическая задача.
Воспитатель говорит:
— Помните, что сделала ведьма в сказке?
Да, она превратилась в Аленушку и стала жить в доме купца. А вот кем
она стала после превращения — ведьмой или Аленушкой?
Обоснование (доказательство) противоположных точек зрения.
Скорее всего, первым прозвучит ответ, что это Аленушка. Следует поддержать эту первую версию и спросить:
— Из чего в сказке видно, что она была Аленушкой?
Хотелось бы, чтобы дети вспомнили, что
купец ее принимал за свою жену («не распознал» в ней ведьму) — значит,
ведьма совсем стала как Аленушка.
После этого звучит контрвопрос:
— Так что, она превратилась в девушку, и теперь можно сказать, что это уже Аленушка?
Только когда дети возмутятся, педагог спрашивает:
— А из чего в сказке видно, что она была ведьмой?
Дети должны вспомнить, как она себя вела, как хотела зарезать Иванушку, как подговаривала на это купца.
— Значит, она все же осталась ведьмой?
Возвращение к решению диалектической задачи при помощи схемы.
Воспитатель прикрепляет к доске квадраты и говорит:
— Давайте черным квадратом обозначим ведьму, а белым — Аленушку. А как же нам обозначить, что ведьма превратилась в Аленушку?
Скорее всего, дети скажут, что Аленушку
стоит обозначить черно-белым квадратом. Если же этого не происходит —
можно построить работу так же, как при обсуждении Иванушки-козленка.
Если дети единодушно предлагают
черно-белый квадрат, педагог говорит: «Я думаю — черно-белый: вдруг это
уже не Аленушка, а ведьма в ее обличии?»
Если ребята соглашаются, что это
Аленушка, превращенная в ведьму, воспитатель говорит: «А может, это
настоящая Аленушка, и ее можно обозначить белым квадратом?».
Когда дети подтвердят, что вполне такое
может быть, воспитатель повторяет вопрос: «Так какой же значок можно
подобрать к картинке с изображением Аленушки?».
Диалектическое преобразование.
Результатом обсуждения может быть
вывод, что, в зависимости от эпизода сказки, нужно использовать то белый
(в начале), то черно-белый квадратик. Кто-то из ребят может обнаружить,
что белым квадратиком можно обозначить и Аленушку в самом конце сказки.
|