Решаем диалектическую задачу с помощью схемы опосредствования - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. РАБОТАЕМ ПО СКАЗКЕ - Каталог статей - МИШУТКИНА ШКОЛА

Пятница, 09.12.2016, 18:23
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА
ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
УМЕЛЫЕ РУЧКИ
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
УЧИМСЯ СЧИТАТЬ [26]
УЧИМСЯ ИЗМЕРЯТЬ [17]
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ [41]
СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ [24]
СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ [109]
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ [56]
МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК [60]
РАСКРАСКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [119]
ИСКУССТВО ДЕТЯМ [183]
ГОЛОВОЛОМКИ [175]
УРОКИ ЛЕПКИ [73]
АППЛИКАЦИЯ [58]
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА [28]
ЗАГАДКИ [15]
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ [134]
ПОДЕЛКИ [200]
СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЕТСКИХ ПРОБЛЕМ [83]
ОТРАБАТЫВАЕМ ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ [93]
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ [11]
ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ [339]
НАУЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ СО ЗНАЙКОЙ [76]
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ [107]
РАБОТА ЛОГОПЕДА [153]
ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ [56]
РАЗВИВАЮЩИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ [100]
КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА [13]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. РАБОТАЕМ ПО СКАЗКЕ [31]
ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ И АППЛИКАЦИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ [36]
ФОНЕМАТИКА [120]
ПРО ЖИВОТНЫХ [27]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР [34]
ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ [308]
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МАМОЙ [36]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА [71]
НОВОГОДНЯЯ КУТЕРЬМА [22]
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. РАБОТАЕМ ПО СКАЗКЕ

Решаем диалектическую задачу с помощью схемы опосредствования

Цель. Решение диалектической задачи с помощью схемы опосредствования.

Материалы. Иллюстрации к основным загадкам сказки, квадраты черный, белый, серый.

Методика проведения

Диалектическая задача: найти объект, совмещающий в себе взаимоисключающие характеристики.

«Формально-логическая ловушка»: создание объекта, не удерживающего единства противоположностей.

В начале занятия педагог еще раз возвращается к различению того, что является и не является противоположностями (чтобы убедиться, что дети не принимают за противоположности любую пару слов). Например, педагог говорит, что один сказочник хотел помочь барину сочинять задания, которые были бы похожи на задания в сказке, но у него не всегда это получалось. Не могут ли ребята помочь — подсказать, какие задания оказались такими же, а какие — нет? Средством решения станут квадраты диалектической схемы.

— Мы выяснили, что к барским заданиям подходила такая схема: барин просил девушку одновременно исполнить противоположные требования: и идти и ехать, и босой и обутой, и с подарком и без подарка.

Я перечислю задания, которые придумал сказочник, а вы объясните, подходят они к нашей схеме, примет ли их барин или нет.

— Сделать дом и высокий и низкий.

— Сделать дом и высокий и теплый.

— Прийти на обед и сытым и голодным.

— Приехать и больным и здоровым.

— Спеть песню и громко и тихо.

— Спеть песню и громко и весело.

Далее педагог переходит к основному сюжетному ходу сказки — решению героем проблемной ситуации. Проблема, однако, состоит в том, что задачи эти в сказке уже решены. Отсюда вытекает и основная трудность для воспитателя: как сделать уже решенную задачу задачей для ребенка, чтобы он и сам получил опыт разрешения противоречивых ситуаций. Как известно, ответ, полученный раньше, чем возникнет вопрос, не приносит пользы: поэтому на чужих находках еще труднее чему-то научиться, чем на чужих ошибках.

— Итак, барин загадал хитрые загадки: он хотел, чтобы девушка ни шла, ни ехала, ни босая, ни обутая, ни с подарком, ни без подарка. В прошлый раз мы загадку обозначили квадратами.

Диалектическая задача.

— А как же нам обозначить разгадку, которую придумала разумница?

Важно, чтобы дети обсуждали схему не абстрактно, а как способ обозначения существенных особенностей подарка.

Обоснование (доказательство) противоположных суждений.

— Можно ли сказать, что девушка пришла без подарка — то есть оставить только черный квадрат?

Педагог помогает детям вспомнить, что подарок все же был, а значит, обозначить его только черным квадратом нельзя.

— А можно ли сказать, что девушка пришла с подарком — то есть оставить только белый квадрат?

Все вместе вспоминают, что подарок оказался крайне необычным — он исчез в ту же минуту, как был предъявлен барину.

— Как же тогда обозначить подарок?

Если дети будут предлагать все же остановиться на одном из имеющихся на доске квадратов — черном или белом, педагог говорит, что такие решения не подходят. (Ты говоришь, что надо выбрать белый квадрат — но ведь подарок-то исчез в тот же момент? Ты говоришь, что надо выбрать черный квадрат — но разве она совсем с пустыми руками пришла?)

Разумеется, необходимо выслушать все версии и все возражения на них (обсудить все «за» и «против» того, чтобы считать зайца и воробья настоящими подарками). Если никто не вспомнит про черно-белый (серый) квадрат, введенный при чтении «Аленушки», то надо действовать так же, как и при чтении предыдущей сказки — пока дети не предложат как-то обозначить объединение (наложив черный и белый квадраты друг на друга и пр.).

Диалектическое преобразование.

Педагог принимает такое предложение детей, которое позволит обозначить единство противоположностей. Схема примет такой вид.


После этого следует вспомнить, какие же решения предложила девушка в сказке.

— Как девушка смогла приехать и одетой и неодетой?

— Как она смогла приехать и верхом и пешком?

В каждом случае воспитатель указывает на серый квадрат как знак опосредствования и успешного решения задачи.

Проблема состоит в том, что задачи в сказке уже решены. Чтобы поставить детей в более активную позицию, надо предложить им придумать варианты отгадок.

Диалектическая задача.

— Представьте себе, что барин каким-то чудом попал в наше время и задал похожие вопросы нам. Давайте попробуем придумать варианты ответов, только они должны подходить к нашей схеме, то есть объединять противоположности.

Педагог выслушивает детские предложения. Первая задача состоит в том, чтобы помочь детям сформулировать свою диалектическую идею, иногда подтолкнув к более продуктивной версии. Так, дети могут «пойти за сказкой» и предложить разные варианты, при которых у человека одна нога на чем-то едет, а другая — ступает по земле. Но если появится версия с роликами или лыжами, можно предложить ее сделать более последовательной — даже если обе ноги стоят на лыжах или на роликовых коньках, вполне можно сказать, что «человек не едет и не идет» или «и едет и идет». Вторая задача состоит в том, чтобы помочь детям увидеть похожесть предложений, обратить внимание на то, что такая идея уже звучала, научить слушать друг друга, сравнивать свои идеи и идеи сверстников.

Далее детям предлагается обсудить и версии, предложенные взрослым.

— А ребята из другого детского сада тоже попробовали эти загадки разгадать. Подумайте, какие из ответов понравились бы барину, но не забудьте, что ему подходят только те ответы, где удается совместить противоположности!

Воспитатель задает вопросы, такие же или чуть отличающиеся от вопросов в сказке, и предлагает оценить решения.

На загадку «и ехать и не ехать» предлагаются такие решения:

Девушка прибыла к барину

— на поезде;

— на велосипеде;

— на самокате;

— на руках у своего отца.

На загадку «прийти и босой и одетой» предлагаются такие решения:

Девушка пришла

— в носках;

— в сандалиях;

— в хрустальных (прозрачных) башмачках;

— нарисовав на ногах ботинки краской.

На загадку «прийти и с подарком и без подарка» предлагаются такие решения:

Девушка принесла

— торт, который тут же и съела вместе с хозяином;

— книжку на непонятном языке, которую барин не может прочитать;

— снеговика, который растаял, как только его поставили на стол.

Главное — в каждом случае организовать обсуждение, чтобы дети спорили о том, насколько в каждом случае удается совместить противоположности (т. е. насколько соответствует решение схеме).

4. Создаем и решаем диалектические задачи: придумываем загадки и отгадки

Цель. Развитие способности выражать свое отношение к действительности символическими средствами, создавать сказку с опорой на диалектическую схему.

Материалы. Диалектическая схема опосредствования.

Методика проведения

На этом занятии педагог помогает детям использовать схему действия опосредствования для создания собственных загадок.

Можно построить работу по-разному, например, предложить детям вместе с взрослым придумать сказку, в которой кто-то будет задавать трудные задачи, а потом предложить ребятам придумать эти задачи.

На доску прикрепляют черный и белый квадраты, воспитатель говорит, что пока детям нужно сочинить только сами загадки, а не отгадки.

Все предложенные детьми предложения обсуждаются и соотносятся со схемой (подходят или не подходят). Для педагога детские предложения — это информация о том, насколько ребята научились выделять именно противоположности. В конце занятия все идеи можно записать и поместить на стенд под заголовком: «Придумываем волшебные задания». Стоит намекнуть детям, что в свободное время они могут подумать и над разгадками.

Другой вариант: дети придумывают одно-два задания, после чего педагог предлагает им придумать, как эти задания можно выполнить и нарисовать решения. Этот вариант гораздо более сложный и для детей, и для воспитателя: и найти опосредствование довольно сложно, и оценить, насколько предложенные детьми решения являются именно опосредствованиями, тоже непросто.

Однако, если все же хотя бы несколько хороших решений будет обнаружено, их надо (похвалив при этом всех ребят за старание) всем показать, рассказать, в чем остроумие найденной разгадки. Все рисунки детей стоит собрать в книжечку и придумать для нее общий заголовок (например, «Трудные загадки»).

Категория: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. РАБОТАЕМ ПО СКАЗКЕ | Добавил: admin (16.11.2013)
Просмотров: 376 | Теги: развитие творческого мышления дошко, сказкотерапия, эстетическое воспитание в детском с, развитие речи дошкольников, занятия в детском саду | Рейтинг: 5.0/1
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ПЕДАГОГАМ
ЛОГОПЕД
Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ









Пан Познавайка

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования