Цели. Развитие способности выражать отношение к героям сказки через символические средства.
Материалы. Серый, черный, белый квадраты.
Методика проведения
В начале занятия педагог предлагает
детям вспомнить те открытия, которые были сделаны в ходе работы со
сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», затем говорит:
«Посмотрите, сегодня на доске нет никаких картинок — только квадратики. А
вы сможете расшифровать, что они обозначают?»
По ответам ребят можно судить, насколько им удалось усвоить суть схемы объединения.
Если дети будут говорить, что это
Иванушка, превратившийся в козленка, или ведьма, превратившаяся в
Аленушку, — замечательно. Если же будут звучать другие версии (Иванушка,
Аленушка), обязательно стоит остановиться и поставить перед детьми
вопрос:
— Вася говорит, что серый квадратик обозначает Аленушку, а Петя — Аленушку, превратившуюся в ведьму. Кто же из них прав?
Следует обязательно выслушать все
версии и завершить обсуждение только тогда, когда будет получено
убедительное объяснение, что черно-белый квадрат обозначает
одновременность противоположностей — девочки и ведьмы, мальчика и
животного.
Далее педагог предлагает каждому
ребенку выбрать эпизод сказки, который он хочет нарисовать. Выбор
эпизода для дошкольников — серьезная задача: они очень подражательны и
часто принимают чужие предпочтения за собственные. Поэтому воспитатель
выслушивает детей, помогает им объяснить свой выбор эпизода и делает
акцент на том, что всем понравились разные моменты сказки.
Дети рисуют понравившийся фрагмент. По
окончании работы детям предлагается рассказать, что они изобразили;
можно обсудить, какой эпизод изображался чаще всего, т. е. оказался
самым любимым в группе, и почему. Очень важно посмотреть, насколько
часто в рисунках и рассказах детей встречаются диалектическое действие
объединения или превращения (изображаются ли персонажи-перевертыши,
рассказывают ли о них дети).
Детские рисунки скрепляют в одну книжку
под названием «Мы читаем сказку „Сестрица Аленушка и братец Иванушка"»,
к которой педагог рисует обложку. Сюжет для обложки тоже можно
придумать вместе с детьми; рисунок должен соответствовать названию —
изображать, как дети читают сказку. |