Этот этап работы очень важен.
Во-первых, ребенок получает возможность выразить через рисунок или актерское действие свое отношение к героям сказки.
Во-вторых, взрослый получает важную
обратную связь о том, насколько впечатлили ребенка именно диалектические
моменты сказки: отражаются ли в рисунках и комментариях детей
диалектические действия, обнаруженные в тексте в ходе обсуждения.
«Символическое» задание может быть построено по-разному. Во-первых, можно предложить детям нарисовать наиболее
понравившийся фрагмент сказки. Это задание само по себе непростое для
ребенка — ведь надо сконцентрироваться на своих впечатлениях, понять,
что именно для тебя оказалось самым ярким моментом в сказке. Взрослому
стоит остановиться на этом моменте, помочь детям самоопределиться.
Наверняка некоторые ребята будут испытывать трудности с выбором, но ведь
и взрослым не всегда удается сформулировать свои предпочтения. Во
многом именно потому, что в саду и в школе вопрос о предпочтениях
задается крайне редко. Во-вторых, можно предложить детям разыграть сказку, сделав маленький спектакль. Драматизация сказки поможет через жесты, интонации и пр. выразить свое отношение к героям.
В-третьих, можно предложить детям
сочинить собственную сказку, используя схему только что прочитанной
сказки. Это очень ценный опыт: ребенок может попробовать освоить позицию
автора.
Сочинение собственной сказки — дело
очень сложное для ребенка, но при помощи взрослого — вполне посильное.
Конечно, это возможно только при том условии, что сам взрослый получает
удовольствие от придумывания сказок, может услышать и поддержать детские
идеи. Именно взрослый помогает искать новые идеи, выбирать
понравившуюся, а главное — выращивать из «зародыша идеи» полноценную
сказку, подхватывая мысль ребенка и разворачивая ее до целостного
сюжета.
Сочинение сказки должно завершаться
созданием рисунка: детские идеи очень нестойкие, им надо помочь
«проявиться и закрепиться». Разумеется и тут роль взрослого неоценима:
он должен задавать уточняющие вопросы юному автору на всех этапах
работы: и при создании идеи, и при создании замысла рисунка (это
отдельное действие, так как надо еще выбрать, что из придуманного
запечатлеть на листе), и в ходе рисования, и, конечно, по его итогам.
Даже если не удастся выслушать в конце занятия всех авторов, обязательно
надо собрать получившиеся рисунки в книгу, чтобы у детей сложилось
впечатление общего события — придумывания сказки.
В этой книге мы предлагаем варианты
диалектических задач к каждой сказке. Изложены они в соответствии с
описанной выше единой схемой.
1. Чтение и первое обсуждение сказки.
2. Решение диалектической задачи (в
каждом случае указывается и та формально-логическая ловушка, на
преодоление которой направлена работа с задачей):
• создание проблемно-противоречивой ситуации;
• обоснование (доказательство) противоположных суждений;
• возвращение к проблемно-противоречивой ситуации при помощи схемы;
• диалектическое преобразование — решение задачи;
• провокационный вопрос (как получение обратной связи).
3. Символическое проживание сказки.
Методические рекомендации — не столько
образец действия, сколько схема, с помощью которой можно конструировать
собственные задачи и обходить часто встречающиеся препятствия. Но,
разумеется, никто не может предугадать всех неожиданных поворотов,
которые ждут на реальном занятии, и это хорошо: значит, и у самого
взрослого остается возможность развития мышления.
Схема работы с эпизодом про превращение Иванушки в козленка (по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Это — схема действий взрослого, но
отнюдь не шаблон. Принцип удержания противоположностей соблюдается
всегда, но построение занятия в зависимости от сказки и совершаемого в
ней диалектического действия может меняться.
|