Сказка «Разумница». Читаем, отвечаем на вопросы - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. РАБОТАЕМ ПО СКАЗКЕ - Каталог статей - МИШУТКИНА ШКОЛА

Понедельник, 05.12.2016, 05:26
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА
ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
УМЕЛЫЕ РУЧКИ
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
УЧИМСЯ СЧИТАТЬ [26]
УЧИМСЯ ИЗМЕРЯТЬ [17]
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ [41]
СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ [24]
СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ [109]
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ [56]
МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК [60]
РАСКРАСКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [119]
ИСКУССТВО ДЕТЯМ [183]
ГОЛОВОЛОМКИ [175]
УРОКИ ЛЕПКИ [73]
АППЛИКАЦИЯ [58]
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА [28]
ЗАГАДКИ [15]
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ [134]
ПОДЕЛКИ [200]
СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЕТСКИХ ПРОБЛЕМ [83]
ОТРАБАТЫВАЕМ ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ [93]
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ [11]
ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ [339]
НАУЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ СО ЗНАЙКОЙ [76]
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ [107]
РАБОТА ЛОГОПЕДА [153]
ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ [56]
РАЗВИВАЮЩИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ [100]
КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА [13]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. РАБОТАЕМ ПО СКАЗКЕ [31]
ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ И АППЛИКАЦИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ [36]
ФОНЕМАТИКА [120]
ПРО ЖИВОТНЫХ [27]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР [34]
ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ [308]
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МАМОЙ [36]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА [71]
НОВОГОДНЯЯ КУТЕРЬМА [22]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. РАБОТАЕМ ПО СКАЗКЕ

Сказка «Разумница». Читаем, отвечаем на вопросы

В фольклоре немало сказок, аналогичных «Разумнице»; во всех подобных сказках героине приходится выполнять сложные задания. Звучат они, на первый взгляд, довольно странно и как будто нарушают все законы логики: требуется прийти «ни босым, ни обутым», «ни пешком, ни верхом», «ни с подарком, ни без подарка». Да и отгадки выглядят как-то абсурдно: девушка (все задания выполняют чаще всего именно девушки) закутывается в сеть; сидит на козле, а одной ногой ступает по земле; приносит в подарок голубя или воробья, да тут же, на глазах царя и выпускает его в небо — вот он, подарок, только что был и нет его.

Но не забудем, что мудрость сказки не лежит на поверхности! Пусть и загадки и отгадки кажутся наивными, но они моделируют вполне реальную жизненную ситуацию: довольно часто жизнь, не подчиняясь требованиям формальной школьной логики, ставит нас перед, казалось бы, невыполнимыми заданиями, когда надо совместить несовместимое, выполнить одновременно противоположные друг другу требования. Даже в дружеских отношениях такие ситуации случаются сплошь и рядом, и человеку приходится решать: как в одно и то же время, например, не поступиться своими правилами, но и не поссориться с другом. Уже в дошкольном возрасте такая проблема вполне может встать перед ребенком: представим себе, что лучший друг взял без спросу чужую машинку, а ты это увидел. Сказать обо всем взрослому — предать друга, но и промолчать, сделать вид, что ничего не произошло, — тоже неправильно, если сам ты считаешь, что чужое без спросу брать нельзя. Получается, что надо одновременно восстановить справедливость и при этом сохранить дружеские отношения. Вот вам и задача, где требуется одновременно совместить противоположности!

Разумеется, подобные задачки возникают не только в отношениях между людьми: именно как совмещение несовместимых требований могут быть описаны и технические открытия. В ХХ веке люди начали путешествовать все чаще и дальше, чемоданы при этом становились все массивнее и массивнее. А может ли чемодан, становясь тяжелее, при этом одновременно стать легче? «Может!» — ответила некая «умная девица» (или умный молодец), и появился чемодан на колесиках!

Создание объекта, который будет совмещать в себе взаимоисключающие отношения, противоположности, описывается диалектическим действием опосредствования.

Конечно, сказка — это вовсе не учебник для юных изобретателей, но она несет ребенку (и взрослому) важное послание: не стоит пугаться заданий, которые кажутся невыполнимыми. Для творческого ума нет невозможного!

В конспекте работы по сказке «Разумница» показано, как можно поставить перед детьми задачу «на опосредствование», но при желании на материале этой сказки можно поставить перед ними и другие задачи. Так, в «Разумнице» можно обнаружить диалектическое действие — обращение: в ответ на невозможные задания (вывести цыплят из вареных яиц) разумница предлагает барину самому выполнить нечто столь же невыполнимое (вырастить просо из готовой каши). В конце же сказки разумница предлагает действовать противоположным образом (не жеребенка пустить к лошадям, а лошадей к жеребенку) и благодаря этому решает задачу.

Проблема в предъявлении задачи по данной сказке состоит в том, что предложенные загадки персонажи сказки сами и решают. Чтобы поставить детей в более активную позицию, надо предложить им самим придумать варианты отгадок (и даже варианты загадок).

Средством решения задачи в сказке «Разумница» является наглядная диалектическая схема. Черный и белый квадраты вводятся для того, чтобы обозначить противоположные характеристики одного и того же объекта. Знак для обозначения объекта, одновременно обладающего противоположными характеристиками, дети будут создавать уже в ходе занятия с помощью взрослого.

Цель. Развитие умения выделять основные действующие лица и последовательность основных эпизодов художественного текста.

Материалы. Иллюстрации к сказке «Разумница» (по количеству основных заданий и загадок): лукошко с яйцами и горшок с кашей, стебелек льна и прутик, девушка в одном ботинке, верхом на зайце и с воробьем в руках, жеребенок и две лошади.

Методика проведения

Педагог читает детям сказку и задает вопросы по тексту, постепенно выставляя на доску картинки с изображением загадок:

— Кто главные герои сказки?

— Зачем барин решил загадки братьям загадывать?

— Как узнал царь о дочери разумнице? Ему сам бедняк о ней рассказал или барин догадался? А как он догадался?

— Зачем барин решил задать Маше задания? (Это важный вопрос, так как он требует от детей выделить причинно-следственную связь, о которой в сказке прямо не говорится.)

— Какие задания задал царь девушке?

— Задания были простыми или сложными? (Сами задания и их необычность будут разбираться в следующий раз, поэтому сегодня можно ограничиться констатацией того, что задания были необычными и непростыми.)

— А девушка выполняла задания барина или нет? А почему?

— Какие хитрые загадки потом загадал барин девушке? Как она с ними справилась?

— А в конце сказки какую сложную задачу пришлось девушке-разумнице решить?

— Какое решение она предложила?

— Что сказал барин, когда услышал ее решение?

В завершение педагог предлагает детям назвать все загадки и разгадки, опираясь на иллюстрации на доске.

Категория: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. РАБОТАЕМ ПО СКАЗКЕ | Добавил: admin (16.11.2013)
Просмотров: 505 | Теги: развитие творческого мышления дошко, сказкотерапия, эстетическое воспитание в детском с, развитие речи дошкольников, занятия в детском саду | Рейтинг: 5.0/1
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ПЕДАГОГАМ
ЛОГОПЕД
Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ









Пан Познавайка

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования