Сказка эта очень любопытна: журавль дарит
старику подарки, а тот, по своему простодушию, теряет их один за другим.
Первые два подарка — скатерть-самобранка и волшебный баранчик — очень
привлекательны, но старик расстается с ними из-за своей глупости.
Наконец, в подарок достается вещь очень странная, в общем-то,
сомнительной нужности — сорок молодцов готовы отдубасить всякого, в том
числе и владельца сумы. Этот третий подарок вне контекста сказки
нормальному человеку может показаться бессмысленным. Но в сказке именно
эта вещь и оказывается самой важной: она позволяет вернуть остальные
подарки.
Сума с молодцами сначала преподносится
старику как очередной подарок, и кажется ему очередной наградой за его
однажды проявленную доброту — ведь он уже привык получать от журавля
разные блага (привычка такая, как мы знаем, образуется очень быстро).
Потом сорок молодцев своего нового хозяина избивают, т. е. подарок
превращается в свою противоположность — в наказание. Но в результате
старик понимает свои ошибки, умнеет, и соображает, как можно
использовать новый подарок для своей защиты и возвращения утраченных
ценностей. Именно так проявляется в этой сказке действие замыкания :
сначала предмет кажется очень желанным (подарком, наградой), затем
оказывается чем-то вполне противоположным (причиняет страдания), но
потом именно благодаря этому качеству становится наградой.
Однако, пожалуй, все еще интереснее: мы
сталкиваемся с таким даром, который одновременно приносит страдание,
огорчение и при этом, и даже благодаря этому, помогает измениться, и
поэтому несет радость. В жизни сплошь и рядом мы встречаемся с разного
рода разочарованиями, неожиданными препятствиями и пр., которые очень
легко принять за беду и наказание. Но диалектическое мышление помогает
стать зорче и извлечь из опыта урок, и тогда из испытания человек может
выйти обновленным. Так проявляется диалектическое действие объединения .
Обнаружить диалектические действия в
сказке детям не так просто. Если после прочтения сказки «Скатерть,
баранчик и сума» задать дошкольникам вопрос о том, какой подарок они
считают самым лучшим, почти наверняка прежде всего будут названы
скатерть и баранчик. Это значит, что детям трудно уловить диалектику
сказки: они как бы «забывают», что эти-то подарки старика не
осчастливили, и, наоборот, сума только сначала принесла страдания, зато
потом помогла вернуть все остальные ценности.
Однако сума не сама по себе помогает
вернуть подарки, а благодаря своему действию на старика: дело в том,
что, получая тумаки, он соображает, как его перехитрил богатый мужик,
что всему виной его хвастовство и пр. Третий подарок явно меняет героя: с
ним происходит превращение.
Превращение — это элементарное
диалектическое действие, которое позволяет предположить возможность
изменения объекта. Иногда и этого действия достаточно, чтобы
предвосхитить кардинальное изменение ситуации и, значит, хотя бы отчасти
подготовиться к нему (или подготовить его). Действие превращения
необходимо и для того, чтобы заметить переход объекта в противоположный.
Трудно это бывает сделать потому, что изменение происходит только по
одному, чаще всего скрытому качеству, а внешне человек или предмет
остается таким же, вот и возникает у окружающих иллюзия, что ничего не
произошло. В отношениях между людьми это происходит сплошь и
рядом — как часто мы не замечаем происходящих изменений, ведь внешне
человек остается тем же. И внезапные открытия другого, и внезапные
потери связаны именно с этим. Да и наблюдая за окружающим миром, мы
совсем не так чутки к превращениям: не в этом ли секрет того, что
невероятное многообразие жизни некоторыми воспринимается как скучное
однообразие?
Разумеется, этими действиями диалектика
сказки не исчерпывается. В «Скатерти, баранчике и суме» есть целый ряд
противоположностей, и на поверку оказывается, что ни в одном случае
нельзя вынести о герое однозначного суждения! Не так просто ответить на
вопрос: сильный журавль или слабый, обычный (раз запутался в сетях) или
волшебный (раз одарил подарками)? А тумаки, которые помогли старику
набраться ума, это добро или зло? Действительно ли богат хозяин
постоялого двора или он беден (как беден всякий человек, которого гложет
зависть к чужому добру)? Все эти вопросы можно обсуждать с детьми,
помня, что главное — помочь им удивиться, увидеть проблемную ситуацию, а
не получить четкую «формулу ответа».
На содержании этой сказки можно
поставить перед детьми несколько диалектических задач, позволяющих
совершить разные диалектические действия: превращения, замыкания,
объединения. Цель. Развитие умения выделять основные действующие лица и последовательность основных эпизодов художественного текста.
Материалы. Сказка «Скатерть, баранчик и сума» с иллюстрациями, картинки с изображением старика, журавля, скатерти, баранчика и сумы.
Методика проведения
Педагог читает детям сказку, затем
задает вопросы о последовательности и причинах событий в сказке и
выставляет на доске соответствующие картинки.
Вопросы могут быть, например, такими:
— Что случилось на болоте со стариком?
— Почему журавль решил подарить ему подарок?
— Что произошло с первым подарком?
— Что обнаружил старик дома?
— На что старик надеялся? А как все вышло на самом деле?
— Что старик подумал о том, почему
скатерть не дала ему еды? (Здесь важно помочь детям уловить иронию
сказки: старик не понял, что его обманули.)
— Что подарил журавль старику во второй раз? Что произошло со вторым подарком? Что обнаружил старик дома?
— Что он подумал о том, почему баранчик не дал ему денег?
— На что старик пожаловался журавлю, придя к нему в третий раз?
— Что подарил журавль старику в третий
раз? Понравился ему подарок? Зачем журавль подарил старику такой
подарок? Что сделал старик с третьим подарком?
После того как будут заданы все вопросы
по содержанию сказки и на доске появятся все картинки, изображающие
подарки, педагог предлагает детям пересказать сказку, опираясь на
иллюстрации. При пересказе взрослый помогает детям восстановить
причинно-следственные связи, а не только перечислить произошедшие
события. |