Создаем наглядную модель сказки - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. РАБОТАЕМ ПО СКАЗКЕ - Каталог статей - МИШУТКИНА ШКОЛА

Пятница, 09.12.2016, 10:39
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА
ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
УМЕЛЫЕ РУЧКИ
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
УЧИМСЯ СЧИТАТЬ [26]
УЧИМСЯ ИЗМЕРЯТЬ [17]
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ [41]
СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ [24]
СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ [109]
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ [56]
МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК [60]
РАСКРАСКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [119]
ИСКУССТВО ДЕТЯМ [183]
ГОЛОВОЛОМКИ [175]
УРОКИ ЛЕПКИ [73]
АППЛИКАЦИЯ [58]
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА [28]
ЗАГАДКИ [15]
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ [134]
ПОДЕЛКИ [200]
СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЕТСКИХ ПРОБЛЕМ [83]
ОТРАБАТЫВАЕМ ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ [93]
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ [11]
ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ [339]
НАУЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ СО ЗНАЙКОЙ [76]
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ [107]
РАБОТА ЛОГОПЕДА [153]
ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ [56]
РАЗВИВАЮЩИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ [100]
КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА [13]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. РАБОТАЕМ ПО СКАЗКЕ [31]
ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ И АППЛИКАЦИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ [36]
ФОНЕМАТИКА [120]
ПРО ЖИВОТНЫХ [27]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР [34]
ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ [308]
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МАМОЙ [36]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА [71]
НОВОГОДНЯЯ КУТЕРЬМА [22]
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. РАБОТАЕМ ПО СКАЗКЕ

Создаем наглядную модель сказки

Цель. Обозначение героев сказки с помощью наглядной модели. Наглядная модель отражает размер персонажей.

Материалы. Картинки с изображением персонажей (колобок самый маленький, звери постепенно увеличиваются от зайца к медведю, явно отличаясь друг от друга по размеру, белые квадраты для построения наглядной модели сказки (8×8, 11×11, 14×14, 17×17, 21×21 см — по два квадрата каждого размера).

Методические рекомендации.

На этом занятии детям нужно будет выделить одно свойство героев — их рост — и подобрать каждому герою заместитель (квадратик соответствующего размера).

Первый этап работы — замена героев квадратами, обозначающими размер персонажей.

Задача детей — отвлечься от других характеристик персонажей и удерживать только одно основание для сравнения. Трудность состоит в том, что дети первый раз работают с моделями, и им нужно научиться обозначать героев и «читать» модель (совершать шаг от сказки к модели и от модели к сказке). Первая проблемная ситуация — при построении модели «по росту» обозначить лису средним, а не самым большим квадратом.

Второй этап работы — выстраивание героев, а затем и квадратов-моделей «по росту» (строим серию).

Тут появляется вторая проблемная ситуация: чтобы выстроить такую серию, детям придется преодолеть уже привычный для них порядок появления героев в сказке: в сказке лиса появляется последней, а в ряду «по росту» она окажется следующей после зайца. Решение этой задачи позволит детям развести и противопоставить две последовательности — последовательность героев по сюжету сказки и последовательность по размеру.

Методика проведения

1-й шаг. Обозначаем при помощи квадратов-заместителей размер героев.

Воспитатель говорит: «На прошлом занятии я вам читала сказку „Колобок". А вы умеете читать? Хотите сами прочитать сказку? Для этого мы каждого героя обозначим квадратиком: подберем каждому герою свой квадратик, а потом по квадратикам прочитаем сказку. Кого встретил колобок первым, когда убежал от бабушки и дедушки?»

Педагог прикрепляет на доску картинку с зайцем:

— Сначала колобок встретил зайца.

Берет самый маленький белый квадрат, ставит его на доску и говорит:

— И я обозначу зайца вот таким квадратом. А кто догадался, почему я обозначаю зайца самым маленьким квадратом?

Этот вопрос требует от детей установить соответствие между размером квадрата-модели и качеством героя — в данном случае тоже размером. Очень важно, чтобы ребята сами обнаружили это качество.

Следующие квадраты надо уже предлагать выбирать детям. Воспитатель задает вопрос о герое, вызывает ребенка и предлагает ему прикрепить картинку с персонажем, выбрать квадрат-модель и дать объяснение. Очень важно, чтобы это была именно ситуация осмысленного, а не случайного выбора подходящего квадрата: каждый свой выбор ребенок должен обосновывать. После этого надо спросить у детей — согласны ли они, попросить объяснить выбор квадрата, вспомнить, по какому основанию выстраивается ряд.

Можно проверить, все ли дети понимают суть действия, и, например, при выборе квадрата для медведя задать провокационный вопрос:

— Как вы думаете, почему Вася выбрал такой квадрат? Может, можно было выбрать вот этот? (Указав на квадрат меньший или равный по размеру квадрату волка.)

Следует дождаться от детей объяснения: «Волк побольше зайца — вот и квадратик для него взяли побольше».

Заминка может возникнуть, если, например, для волка ребенок возьмет самый большой квадрат. Ни в коем случае не стоит поправлять ребенка в этом случае — это как раз та ошибка, которую детям важно обнаружить самим. Тогда ребенок, который выйдет обозначать квадратом медведя, столкнется с тем, что волк и медведь обозначены квадратами одинакового размера. Выходом будет предложение поменять квадраты местами и выделить самый большой медведю, а средний — волку, с этой задачей дети вполне справятся сами, взрослому достаточно спросить: «Квадратики показывают, что медведь такого же размера, как волк? А разве это так? Как же нам быть? Как нам обозначить медведя, чтобы было видно, что он побольше волка?»

После выставления каждого квадрата надо обращаться к детям с вопросом: согласны ли они с таким решением.

Первая проблемная ситуация (возможно) возникнет, когда дело дойдет до лисы. Все зависит от того, какой квадрат выберет ребенок для ее обозначения. Если он выберет самый большой квадрат, это как раз и будет означать проявление синкретизма — лиса по какому-то скрытому признаку явно «больше» всех остальных персонажей, но выбор самого большого квадрата будет означать, что ребенок не отделяет этот признак от вполне видимого размера. Если самый большой белый квадрат уже использован для медведя, а дети все равно считают, что у лисы значок должен быть больше — не стоит сопротивляться, лучше просто нарисовать квадрат требуемого размера.

После этого педагог спрашивает:

— Как вы думаете, правильно ли Вася обозначил лису?

Если возражений не будет, спрашивает:

— По какому признаку зверей выстраиваем? Да, по размеру. Получается, что лиса по размеру больше медведя. Это правильно?

После этого надо предложить кому-либо из ребят поменять квадрат.

В результате получится такая серия.

Если же вышедший к доске ребенок возьмет для обозначения лисы средний квадрат, стоит задать провокационный вопрос, чтобы убедиться, что выбор совершен сознательно, а не по случайному совпадению:

— А может, Вася не прав: может, надо лису самым большим квадратом обозначить?

Если дети поддадутся на провокацию, надо вернуться к основаниям, по которым выстраивается серия.

Поскольку дети впервые работают с моделью, надо убедиться, что они хорошо поняли, как соотносятся квадратики с героями, предложив игру «Что поменялось», но на этот раз звери остаются на местах, а меняются квадраты, им соответствующие. Можно усложнить игру: убрать изображения героев, оставить одни квадраты и менять их местами. Дети должны не только сказать, какие квадраты стоят не на своих местах, но и каких героев они изображают.

2-й шаг. Выстраиваем серию заместителей по размеру.

Воспитатель располагает квадратики на доске в случайном порядке и говорит: «Итак, у нас на доске не просто квадратики — они обозначают героев сказки. Давайте попробуем выстроить наших героев по росту».

Здесь (вероятно) возникает вторая проблемная ситуация: трудно преодолеть ту последовательность, которая задана сказкой, и выстроить героев от самого маленького к самому большому.

Вопрос возникнет относительно квадратика-модели лисы — куда его ставить, в конец ряда или сразу после зайца.

Если прозвучат разные версии, стоит заострить проблемную ситуацию, вызвать детей, предлагающих разные решения, к доске и спросить:

— Вася предлагает поставить квадратик с лисой после зайца, а Петя — в конец. Кто же из них прав? Объясните!

Обоснование противоположных суждений.

— Может, прав Петя — ведь лиса нам в конце встретилась?

— А может, прав Вася — ведь лиса меньше волка, но больше зайца, значит, должна стоять между ними.

Решение задачи заключается в том, что обе серии правильные, но выстроены они по разным основаниям — «по сказке» (т. е. «по сюжету») и по размеру. Воспитатель не подсказывает ответ, но помогает каждому ребенку обосновать свою точку зрения.

Решением будет обнаружение разных оснований для сравнения:

— Вася был бы прав, если бы мы выстраивали героев по их появлению в сказке, но мы-то их выстраиваем по росту!

При подведении итогов занятия можно выстроить разные варианты серий и попросить детей угадать, как она выстроена, по какому основанию: по росту, по сказке, в обратную сторону по росту и т. п.

Категория: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. РАБОТАЕМ ПО СКАЗКЕ | Добавил: admin (16.11.2013)
Просмотров: 818 | Теги: развитие творческого мышления дошко, сказкотерапия, эстетическое воспитание в детском с, развитие речи дошкольников, занятия в детском саду | Рейтинг: 5.0/1
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ПЕДАГОГАМ
ЛОГОПЕД
Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ









Пан Познавайка

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования