"чур, на дереве!"
Выберите такое место, где растут несколько
деревьев. Один из игроков должен стать между деревьями, а другие —
возле них. Затем начните перебегать от дерева к дереву. Стоящий
посредине должен их ловить, пока игроки не подбежали к дереву и не
сказали: "Чур, на дереве!" Пойманный становится ведущим, а прежний
ведущий занимает его место у дерева.
гуси-лебеди
Выбрав одного или двух волков, назначьте
вожака — того, кто начинает игру. Все остальные представляют гусей.
Вожак становится на одном конце, гуси — на другом, а волки прячутся в
стороне. Вожак ходит, поглядывает и, как только заметит волков, бежит на
свое место, хлопает руками.
Вожак. Гуси-лебеди, домой! Гуси. Почему?
Вожак. Бегите, летите домой, стоят волки за горой!
Гуси. А чего волкам надо? Вожак. Серых гусей щипать.
Гуси бегут, гогоча: "Га-га-га-га!", а
волки выскакивают из-за горы и бросаются на гусей. Тех, кого поймают,
отводят за гору, и игра начинается снова.
перебежки
Здесь важно показать свою выносливость.
Отмерьте дистанцию и бегите от флажка до флажка вместе, в посильном для
всех среднем темпе. Добежали — остановились, вместе повернулись и
побежали обратно — так несколько раз. В какой-то момент один из игроков
не выдерживает. Устал, не можешь бежать со всеми — остановись, ты
выбываешь из игры. С каждой новой перебежкой число бегущих уменьшается; в
конце концов определяется победитель.
дровосеки
Станьте друг против друга (взрослый —
ведущий). "Мы сегодня дровосеки", — объявляет взрослый. Показывайте
движения и называйте их: "Идем в лес, несем топор, рубим дерево,
отрубаем сучки, катим бревно и т. д.". Задача маленького дровосека —
точно повторять движения.
Когда малыш запомнит их, взрослый должен
намеренно запутывать малыша — говорить одно, а показывать совсем другое.
Задача ребенка — не сбиться и показать названное движение. Освоившись,
малыш тоже может попробовать себя в роли ведущего. Дровосеков можно
заменить рыбаками, садовниками, плотниками и т. д.
Для этой игры используйте ветки деревьев,
игрушечные инструменты. Она станет еще интереснее, если в ней будет
участвовать целая компания.
догонялки
Обозначьте дистанцию для бега — овал или
окружность. Расположитесь вдоль нее на равном расстоянии друг от друга.
Начните одновременно, по сигналу. Естественно, кто-то будет бежать
быстрее и догонит бегущего впереди. Тот, кого догнали, должен сойти с
дистанции.
атака со всех сторон
Поставьте на какое-либо возвышение кеглю
(городок, булаву). В разные стороны отмерьте одинаковые расстояния
(скажем, шагов 12—15). Займите исходные позиции. Хлопок в ладоши — можно
сходиться или сбегаться. Кто схватил кеглю, тот победил. Можно устроить
соревнование из нескольких попыток, можно также атаковать цель с трех и
с четырех сторон.
пять в линию
Расставьте или разложите на земле в линию
пять небольших предметов. Это могут быть кегли или городки, мячики или
кубики, просто палочки или чурки. Расстояние до первой чурки — 2 метра,
от нее до следующей чурки тоже 2 метра, так что
всего придется пробежать 10 метров,
подбирая чурки на бегу, и еще 10 метров обратно, бережно прижимая их к
себе, чтобы не выпали: без добычи возвращаться не положено.
в руке — ложка, в ложке — картошка
Не так-то просто пробежать несколько
десятков метров, не уронив эту ношу! Вместо ложки можно взять две
палочки и постараться удерживать картофелину ими. Картофелина на земле?
Придется задержаться, подобрать ее ложкой или палочками. Если
составилась подходящая компания, можно даже устроить эстафету,
разбившись на две команды.
с водой наперегонки
Снова бег наперегонки, теперь с водой.
Нужно нести ведерко, наполненное до краев. Можно взять также кастрюльки
или другие небольшие емкости. Конечно, так хочется выиграть лишнюю
секунду! Но в конце пути может выясниться: тот, кто бежал со всех ног,
расплескал воды больше других. А условие таково: каждый пролитый стакан
воды — это драгоценная секунда, которая учитывается в результате.
"по ниточке"
Те, кто тренирует бегунов-спринтеров, учат
своих учеников ставить ступни ног на дорожку параллельно воображаемой
линии бега. Используйте это в игре. На земле проведите палочкой
несколько (по числу участников игры) прямых параллельных линий,
отмечающих дистанцию (метров 50—60). Старт! Все бегут наперегонки. Важно
не только прийти первым, но и пробежать дистанцию "по ниточке" — так,
чтобы следы обязательно попадали на прочерченную прямую. Кстати, легче
всего это удается тем, кто бежит, высоко поднимая колени.
пятнашки по веревочке
К столбику привяжите веревку длиной 3—4
метра. Вокруг столбика этой же веревкой очертите круг того же радиуса.
Внутри круга разбросайте два-три десятка камешков (шишек, палочек и т.
п.) — их будет сторожить один из игроков, В это время все остальные
(человек пять), расположившись за крутом, должны пытаться завладеть
камешками, вынести их из круга как можно больше.
Сторож одной рукой должен держаться за
веревку, а вот другая у него свободна для того, что-бы пятнать
неосторожных добытчиков. Тот, кого запятнали, выбывает из игры. Через
условленное время смена у сторожа заканчивается. Можно сосчитать,
сколько камешков у него утащили, а сколько он сберег.
волки и овцы
Прежде всего определите (по жребию), кто
станет пастухом, кто будет волком (их двое), а кому придется
довольствоваться ролью овцы (их может быть четверо-пятеро). Овцам,
конечно, надо спасаться от волков, волкам гоняться за овцами, а пастуху,
оберегая овец, преследовать волков. Пастух выигрывает, если засалит
(коснется) обоих волков — вместе с ним выигрывает и группа овец. Волки
победят, если сумеют засалить всех овец. Для того чтобы одержать победу
над соперниками, необходимо проявить не только проворство, но и
хитрость. Не забудьте ограничить размеры пастбища.
гонки тянитолкаев
Снова бег на дистанцию, но особым образом.
Игроки должны двигаться, сцепившись локтями, один лицом вперед, другой —
спиной. Пробежали 20 метров — задний ход! Теперь все меняется: вперед
смотрящей стала другая голова тянитолкая. Имейте также в виду, что не
любые игроки могут составить пару; здесь прежде всего важно, чтобы все
были примерно одинакового роста.
по извилистому пути
За обручем можно не просто гнаться, а
заставить его совершать головокружительные пируэты. Надо расставить по
прямой линии городки (или любые предметы, могущие их заменить) и
прогнать через них обруч змейкой: первый городок остается слева, второй —
справа, третий — слева.
хромая лиса
Собравшись на просторном дворе или в
большой комнате, выберите хромую лису. Очертите крут большого размера, в
который войдут все дети, кроме хромой лисы. По сигналу малыши должны
броситься бегом по кругу, а хромая лиса, в это время скачущая на одной
ноге, должна во что бы то ни стало запятнать кого-нибудь из бегущих. Как
только ей это удастся, она войдет в круг и присоединится к остальным
бегущим, потерпевший же примет на себя роль хромой лисы. Дети играют до
тех пор, пока все не побывают в этой роли, если, конечно, не устали.
Для правильного ведения игры необходимо
соблюдать следующие условия: дети, вошедшие внутрь круга, должны бегать
лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участник,
избранный хромой лисой, должен прыгать на одной ноге. Главные элементы
этой игры — бег и прыжки,
забудь, что ты умеешь бегать
Это не так, оказывается, просто, если
очень хочется обогнать соперника. Но дистанцию (30—40 метров) надо
именно пройти. Если кто-то оторвал от земли сразу обе ноги, это уже не
ходьба, а бег (или прыжки) — значит, проигрыш, потому что бдительный
судья-посредник не дремлет и внимательно следит за каждым.
хвосты
В эту игру играют парами. Дайте каждому из
участников веревку одинаковой длины с соперником. Он должен заправить
ее за пояс так, чтобы 2/з свисали сзади наподобие хвоста.
Игрок должен отобрать хвост у противника, одновременно не отдав свой. Во
время игры нельзя толкаться, драться, хватать руками за все, кроме
хвоста, ставить подножки. Победителем становится тот, кто отобрал хвост у
противника, но спас свой. Цель игры — спасти свой хвост и собрать как
можно больше хвостов противников.
самый ловкий
Цель: развивать двигательные
навыки, силу рук, цепкость пальцев, координацию и ловкость движений,
дать первоначальные представления (интуитивные) об углах падения и
отражения.
Эта игра многим знакома с детства. Для
игры понадобятся мяч и какая-нибудь стена. Можно играть с одним мячом,
можно с двумя и более (по числу игроков) — по желанию.
На некотором расстоянии от стены на земле
прочертите линию, с которой начнется игра. На расстоянии одного шага от
стены можно начертить еще несколько линий. Игроки становятся на первую
от стены черту. Первый игрок бросает мяч о стену и затем должен поймать
его, не сходя с места. Если ему это удалось, он делает шаг назад и
бросает уже со второй линии. И так до тех пор, пока не поймает мяч.
После того как предыдущий игрок упустил мяч, в игру вступает следующий
игрок.
Выигрывает тот, кто первым доберется до последней линии и поймает на ней мяч.
Можно корректировать правила — например,
допустить, чтобы ребенок мог делать шаг или два с того места, с которого
бросал, или разрешить отскок мяча от земли. Все, что угодно, лишь бы
детям было весело и интересно. |