Эта игра — своеобразная гимнастика для ума. Она не только знакомит
детей с основами черчения, но, главное, развивает пространственное
мышление ребенка. Материалом для игры служат 8 деревянных или
пластмассовых кирпичиков и 30 чертежей-заданий, по которым надо строить
модели. Как и в других играх, задания подобраны в порядке возрастания
сложности. Первые задания можно предложить даже 3 — 4-летним детям. В
игре выполняются три вида заданий: построить модель из кирпичиков по
чертежам-заданиям, сделать чертежи по построенной модели,
сконструировать новые модели и составить чертежи к ним. Это уже сложная
творческая деятельность. Дошкольники будут с гордостью строить «по
настоящим чертежам» свои сооружения из кирпичиков, не подозревая, что
они занимаются умственной гимнастикой, как инженеры, изучают язык
техники — черчение, как школьники, и развивают свои способности. Как сделать игру Комплект
игры «Кирпичики» состоит из 8 одинаковых брусков размером 20Х40Х80 мм,
хотя можно брать и 15Х30Х60 мм, и 40Х80Х160 мм, т. е. величина не столь
важна, а соотношение сторон неизменно — 1:2:4 (как в стандартном
кирпиче). Их можно сделать из древесины (лучше из твердых пород — дуба,
бука, березы) или приобрести готовыми. Есть они иногда в деревянных
наборах «Строитель» и «Тележка с кирпичиками». Главное требование к ним —
грани должны быть строго взаимно перпендикулярны, чтобы кирпичик
устойчиво стоял и на ребре, и на торце. Советуем сразу приготовить
минимум два комплекта кирпичиков, а если есть возможность, то и
несколько, сложив их в отдельные коробки или хотя бы надев кольца из
резинки на каждые 8 штук. Затем приготовьте чертежи-задания. Для
малышей их лучше начертить на отдельных листах плотной бумаги. Все
задания разделите на две серии. В первую серию отберите чертежи-задания
для малышей от К-1 до К-20. Во вторую — от К-21 до К-30 — для детей
более старшего возраста. Чертежи-задания можно предлагать в игре
как на отдельных листах, так и склеив из них «гармошку», что в некоторых
отношениях более удобно. Чертежи, закрепленные на «гармошке», нельзя
перепутать, потерять один из них, можно поставить перед детьми
вертикально без специальных устройств и др. Для каждой серии заданий
лучше сделать пакет из плотной бумаги с обозначением игры и серии. Научимся «читать» чертежи Игру
с малышами можно начать с такой сказки: «Придумал архитектор очень
хороший дом — большой, удобный, красивый. И захотели такой дом построить
и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Киеве, и в других городах. И все зовут
архитектора к себе: „Приезжайте к нам в Киев! У нас много кирпичей и
цемента, и подъемные краны у нас есть. Только скажите, сколько надо
кирпичей взять для дома и как их положить!" Что делать архитектору?
Поедешь в Киев — москвичи обидятся: почему к нам не приехал? Поедешь в
Москву — в Киеве ничего не сумеют без него построить. Как быть?
Думал-думал архитектор и придумал…» — Кто знает, что он
придумал? — спросите малышей совсем другим, не сказочным тоном. Очень
может быть, что они слышали о чертеже и назовут это слово. Тогда надо
только порадоваться, что они знают, и продолжить сказку. А если не
знают, тогда пусть они подумают минутку: как же архитектор вышел из
положения? И только убедившись, что «чертеж» для них слово новое,
произнесите его. — Надо сделать чертеж дома, и даже не один, а
много, и послать их во все города. И тогда все строители посмотрят на
чертежи, увидят, сколько нужно кирпичей брать, как надо их укладывать, и
построят сразу во всех городах такие большие, удобные и красивые дома. — Давайте, ребята, и мы станем строителями, возьмем чертежи, кирпичи и начнем строительство! — Кто
из вас умеет читать чертежи? — И если все молчат, покажите чертеж К-1,
только первый раз укрепите его вертикально. — Что тут нарисовано? —
Кирпичики, домики, прямоугольники… — могут сказать малыши, если они
играли в «Рамки Монтессори». — Почти узнали, молодцы! Только тут один
кирпичик нарисован, — и выдержите паузу, чтобы у малышей возникла мысль:
«Как же один, если три прямоугольника?» — А почему тут три рисунка, а не один? И
если ответить никто не может, предложите: «Возьмите по одному кирпичику
и подумайте, как поставить его по чертежу на этом низеньком столике». Если кто-то догадается или случайно поставит кирпич правильно, то воспользуйтесь этим. — Архитектор
так и поставил кирпич. Это у него был «дом». А потом присел (присядьте
сами так, чтобы глаз оказался на уровне кирпича, против его центра, а
глядя на вас, пусть присядут и малыши!) и увидел одну широкую длинную
грань. Он так и нарисовал ее, назвал этот рисунок — вид спереди
(попросите малышей показать его на чертеже). — А потом архитектор
посмотрел на «дом» сверху и увидел… узкую длинную грань. (Пусть все дети
поднимутся и посмотрят на кирпич строго сверху.) Он нарисовал ее ниже
первого рисунка и назвал — вид сверху. — Кто теперь догадается, откуда он смотрел, когда рисовал третий рисунок — этот маленький прямоугольник? Обычно
уже кто-нибудь из малышей схватывает идею «архитектора» и показывает,
что он смотрел сбоку (слева). Назовите этот рисунок видом сбоку и
убедитесь, что все смотрят действительно сбоку, с левой стороны. Если
вы играете с малышами на низеньком столике и им легко посмотреть на
кирпич со всех трех сторон, то им нетрудно будет догадаться, что чертеж —
три рисунка одного предмета, когда смотрят на него с разных сторон
(взаимно перпендикулярных). Они быстро начинают точно приседать на
уровень модели, помещать глаз в центр и даже зажмуривают или прикрывают
ладошкой второй, чтобы картина «вида спереди» была идеальной.
Теперь можно показать детям чертеж К-2 и убедиться, что малыши могут
ответить на оба вопроса строителей к архитектору: «Сколько надо взять
кирпичей? Как положить кирпичи, чтобы все было построено „точно по
чертежу"?» — и, конечно, похвалить тех, кто сам, глядя только на чертеж,
сумел сложить «утюг». После складывания нескольких моделей можно
задавать ребенку вопросы, которые покажут, хорошо ли он видит положение
кирпича на чертеже и «в натуре», Вы показываете какой-нибудь кирпич в
модели и спрашиваете: «А где этот кирпич на чертеже?» (Или на «виде
спереди», на «виде сбоку».) Если ребенок сразу и без ошибки отвечает на
вопрос и показывает кирпич на любом виде в чертеже, можете быть довольны
— главное малыш понял. Теперь с ним можно вести игру как с человеком,
знающим «основы» черчения. Если кирпичиков у вас много, сохраняйте
каждую построенную модель до конца игры, и тогда можно показать
бабушке, дедушке или старшему брату, сколько новых моделей сделал в один
день малыш, Конечно, нужно поиграть с моделями: меблировать кукольную
комнату столом, скамейкой, диваном, кроваткой, на поезде поехать
куда-нибудь и т. п. Чертежи надо уметь делать Ребенок
сложил из кирпичиков очень интересную модель. Всем она понравилась, но
надо убирать после игры кирпичики на место, и ее придется разобрать.
Хорошо, если ребенок запомнил, как ее складывать, и сможет повторить, а
если нет? Как быть? Ведь жаль, если никогда больше такую модель не
удастся сделать. И никто не знает, какая она хорошая, никто ее не
сделает, даже если захочет. Так возникает необходимость сделать чертеж. Здесь
опять вспомните сказку про архитектора. Может быть, малыш тоже
подумает-подумает и… придумает, что надо сделать чертеж своей модели.
Тогда вам остается чуть-чуть помочь ему этому научиться. Как это
сделать? Чертежи лучше делать на тетради в клетку. Если ребенок
совета не принимает, не спорьте с ним — просто предложите ему делать
чертеж по-своему — на нелинованной бумаге, а вы сделайте такой же, но на
бумаге в клетку. Какой получается лучше? Где ничего не перекошено и где
все кирпичи одинаковой длины? Такое «доказательство делом» неизмеримо
сильнее многих словесных убеждений. Когда бумага в клетку принята
всеми как наиболее удобная, то надо договориться о масштабе, в каком
будем рисовать кирпичи, т. е. какой величины мы их будем чертить. Поставьте
перед малышом кирпич на ребро, торцом к себе, как на рисунке, где кирпич показан в трех основных положениях: плашмя, на ребре и
на торце — и приведены все 6 возможных положений, в каких он может
находиться. А теперь сделаем чертеж, чтобы точно показать, как
стоит кирпич. Сначала нарисуем вид спереди. Как надо смотреть на кирпич?
Если толщина кирпича у нас будет в одну клетку, то ширина..? (Пусть
ребенок найдет, что она в 2 раза больше толщины, и сделает ее в 2
клетки.) — А теперь скажите, как надо смотреть на кирпич, чтобы сделать вид сверху, вид сбоку? Сравните теперь этот чертеж с чертежом Б. Выяснив,
что ребра кирпича мы будем рисовать в 1, 2 и 4 клетки, можно приступить
к изготовлению чертежей простейших моделей в 2 — 3 кирпича. Такой
масштаб очень удобен, но он, конечно, не единственный, и можно принять
масштаб любой, в зависимости от необходимости и возможностей самого
«чертежника». На рисунке приведена еще простая задача:
сначала приведены 6 чертежей кирпича в разных положениях, обозначенных
буквами, а ниже 6 рисунков, обозначенных цифрами. Найдите сначала сами, а
потом с детьми, какой буквой обозначен чертеж кирпича 1, 2, 3 и т. д.
Задачу можно «переворачивать»: под каким номером нарисован кирпич,
чертеж которого А, Б, В, Г и т. д.? Вместо рисунков можно поставить
настоящие кирпичи, а в книге находить чертежи, соответствующие их
положению. Первые модели, на которых ребенок будет учиться делать
чертежи, лучше строить взрослому, а с ребенком только решать вопрос:
«Какой вид лучше взять за „вид спереди"?» И, повернув модель к себе этой
стороной, начинать делать чертеж. Задерживаться на этом виде работы не
следует. Если ребенок понял суть дела и хорошо делает чертежи, не надо
предлагать новые модели, а переходить к конструированию. Конструирование — главное дело Из
8 кирпичиков можно построить очень большое число разных моделей, но
ребенку интересны только те, которые напоминают что-то знакомое —
машины, дома, пароходы, мосты. Вот такие интересные модели и надо
придумывать. И конечно, делать чертеж этих моделей, чтобы сохранить их и
сделать целый альбом «собственных конструкций». Альбом может
помочь отобрать ряд чертежей-заданий для соревнования и быть летописью
роста конструктивных способностей ребенка, если ставить дату на
чертежах. Когда ребенок станет школьником, можно с успехом
продолжить эту игру. Школьники будут вносить в альбом чертежи, особо
трудные для построения моделей, предназначенные специально для
«гимнастики ума» и детей, и взрослых. К таким уже и относятся
чертежи-задания после К-22. И мы 1 — 2 раза в год устраиваем со
ревнования с участием взрослых: «Кто быстрее построит модель К-26? Кто
быстрее сделает сразу 3 задания — К-27, К-28, К-29?» Со временем
количество кирпичиков в игре можно увеличить, модели еще более
усложнятся, а задания приобретут характер производственных чертежей, с
условными обозначениями которых можно ребятишек ознакомить. |