Развивающая игра "Кирпичики" - РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ - Каталог статей - МИШУТКИНА ШКОЛА

Воскресенье, 11.12.2016, 14:50
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА
ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
УМЕЛЫЕ РУЧКИ
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
УЧИМСЯ СЧИТАТЬ [26]
УЧИМСЯ ИЗМЕРЯТЬ [17]
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ [41]
СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ [24]
СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ [109]
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ [56]
МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК [60]
РАСКРАСКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [119]
ИСКУССТВО ДЕТЯМ [183]
ГОЛОВОЛОМКИ [175]
УРОКИ ЛЕПКИ [73]
АППЛИКАЦИЯ [58]
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА [28]
ЗАГАДКИ [15]
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ [134]
ПОДЕЛКИ [200]
СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЕТСКИХ ПРОБЛЕМ [83]
ОТРАБАТЫВАЕМ ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ [93]
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ [11]
ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ [339]
НАУЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ СО ЗНАЙКОЙ [76]
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ [107]
РАБОТА ЛОГОПЕДА [153]
ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ [56]
РАЗВИВАЮЩИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ [100]
КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА [13]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. РАБОТАЕМ ПО СКАЗКЕ [31]
ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ И АППЛИКАЦИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ [36]
ФОНЕМАТИКА [120]
ПРО ЖИВОТНЫХ [27]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР [34]
ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ [308]
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МАМОЙ [36]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА [71]
НОВОГОДНЯЯ КУТЕРЬМА [22]
Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Развивающая игра "Кирпичики"

играем с кубикамиЭта игра — своеобразная гимнастика для ума. Она не только знакомит детей с основами черчения, но, главное, развивает пространственное мышление ребенка. Материалом для игры служат 8 деревянных или пластмассовых кирпичиков и 30 чертежей-заданий, по которым надо строить модели. Как и в других играх, задания подобраны в порядке возрастания сложности. Первые задания можно предложить даже 3 — 4-летним детям. В игре выполняются три вида заданий: построить модель из кирпичиков по чертежам-заданиям, сделать чертежи по построенной модели, сконструировать новые модели и составить чертежи к ним. Это уже сложная творческая деятельность. Дошкольники будут с гордостью строить «по настоящим чертежам» свои сооружения из кирпичиков, не подозревая, что они занимаются умственной гимнастикой, как инженеры, изучают язык техники — черчение, как школьники, и развивают свои способности.

Как сделать игру

Комплект игры «Кирпичики» состоит из 8 одинаковых брусков размером 20Х40Х80 мм, хотя можно брать и 15Х30Х60 мм, и 40Х80Х160 мм, т. е. величина не столь важна, а соотношение сторон неизменно — 1:2:4 (как в стандартном кирпиче). Их можно сделать из древесины (лучше из твердых пород — дуба, бука, березы) или приобрести готовыми. Есть они иногда в деревянных наборах «Строитель» и «Тележка с кирпичиками». Главное требование к ним — грани должны быть строго взаимно перпендикулярны, чтобы кирпичик устойчиво стоял и на ребре, и на торце. Советуем сразу приготовить минимум два комплекта кирпичиков, а если есть возможность, то и несколько, сложив их в отдельные коробки или хотя бы надев кольца из резинки на каждые 8 штук.

Затем приготовьте чертежи-задания. Для малышей их лучше начертить на отдельных листах плотной бумаги. Все задания разделите на две серии. В первую серию отберите чертежи-задания для малышей от К-1 до К-20. Во вторую — от К-21 до К-30 — для детей более старшего возраста.

Чертежи-задания можно предлагать в игре как на отдельных листах, так и склеив из них «гармошку», что в некоторых отношениях более удобно. Чертежи, закрепленные на «гармошке», нельзя перепутать, потерять один из них, можно поставить перед детьми вертикально без специальных устройств и др. Для каждой серии заданий лучше сделать пакет из плотной бумаги с обозначением игры и серии.

Научимся «читать» чертежи

Игру с малышами можно начать с такой сказки: «Придумал архитектор очень хороший дом — большой, удобный, красивый. И захотели такой дом построить и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Киеве, и в других городах. И все зовут архитектора к себе: „Приезжайте к нам в Киев! У нас много кирпичей и цемента, и подъемные краны у нас есть. Только скажите, сколько надо кирпичей взять для дома и как их положить!" Что делать архитектору? Поедешь в Киев — москвичи обидятся: почему к нам не приехал? Поедешь в Москву — в Киеве ничего не сумеют без него построить. Как быть? Думал-думал архитектор и придумал…»

— Кто знает, что он придумал? — спросите малышей совсем другим, не сказочным тоном. Очень может быть, что они слышали о чертеже и назовут это слово. Тогда надо только порадоваться, что они знают, и продолжить сказку. А если не знают, тогда пусть они подумают минутку: как же архитектор вышел из положения? И только убедившись, что «чертеж» для них слово новое, произнесите его.

— Надо сделать чертеж дома, и даже не один, а много, и послать их во все города. И тогда все строители посмотрят на чертежи, увидят, сколько нужно кирпичей брать, как надо их укладывать, и построят сразу во всех городах такие большие, удобные и красивые дома.

— Давайте, ребята, и мы станем строителями, возьмем чертежи, кирпичи и начнем строительство!

— Кто из вас умеет читать чертежи? — И если все молчат, покажите чертеж К-1, только первый раз укрепите его вертикально. — Что тут нарисовано? — Кирпичики, домики, прямоугольники… — могут сказать малыши, если они играли в «Рамки Монтессори». — Почти узнали, молодцы! Только тут один кирпичик нарисован, — и выдержите паузу, чтобы у малышей возникла мысль: «Как же один, если три прямоугольника?»

— А почему тут три рисунка, а не один?

И если ответить никто не может, предложите: «Возьмите по одному кирпичику и подумайте, как поставить его по чертежу на этом низеньком столике».

Если кто-то догадается или случайно поставит кирпич правильно, то воспользуйтесь этим.

— Архитектор так и поставил кирпич. Это у него был «дом». А потом присел (присядьте сами так, чтобы глаз оказался на уровне кирпича, против его центра, а глядя на вас, пусть присядут и малыши!) и увидел одну широкую длинную грань. Он так и нарисовал ее, назвал этот рисунок — вид спереди (попросите малышей показать его на чертеже).

— А потом архитектор посмотрел на «дом» сверху и увидел… узкую длинную грань. (Пусть все дети поднимутся и посмотрят на кирпич строго сверху.) Он нарисовал ее ниже первого рисунка и назвал — вид сверху.

— Кто теперь догадается, откуда он смотрел, когда рисовал третий рисунок — этот маленький прямоугольник?

Обычно уже кто-нибудь из малышей схватывает идею «архитектора» и показывает, что он смотрел сбоку (слева). Назовите этот рисунок видом сбоку и убедитесь, что все смотрят действительно сбоку, с левой стороны.

Если вы играете с малышами на низеньком столике и им легко посмотреть на кирпич со всех трех сторон, то им нетрудно будет догадаться, что чертеж — три рисунка одного предмета, когда смотрят на него с разных сторон (взаимно перпендикулярных). Они быстро начинают точно приседать на уровень модели, помещать глаз в центр и даже зажмуривают или прикрывают ладошкой второй, чтобы картина «вида спереди» была идеальной.

Теперь можно показать детям чертеж К-2 и убедиться, что малыши могут ответить на оба вопроса строителей к архитектору: «Сколько надо взять кирпичей? Как положить кирпичи, чтобы все было построено „точно по чертежу"?» — и, конечно, похвалить тех, кто сам, глядя только на чертеж, сумел сложить «утюг».

После складывания нескольких моделей можно задавать ребенку вопросы, которые покажут, хорошо ли он видит положение кирпича на чертеже и «в натуре», Вы показываете какой-нибудь кирпич в модели и спрашиваете: «А где этот кирпич на чертеже?» (Или на «виде спереди», на «виде сбоку».) Если ребенок сразу и без ошибки отвечает на вопрос и показывает кирпич на любом виде в чертеже, можете быть довольны — главное малыш понял. Теперь с ним можно вести игру как с человеком, знающим «основы» черчения.

Если кирпичиков у вас много, сохраняйте каждую построенную модель до конца игры, и тогда можно показать бабушке, дедушке или старшему брату, сколько новых моделей сделал в один день малыш, Конечно, нужно поиграть с моделями: меблировать кукольную комнату столом, скамейкой, диваном, кроваткой, на поезде поехать куда-нибудь и т. п.

Чертежи надо уметь делать

Ребенок сложил из кирпичиков очень интересную модель. Всем она понравилась, но надо убирать после игры кирпичики на место, и ее придется разобрать. Хорошо, если ребенок запомнил, как ее складывать, и сможет повторить, а если нет? Как быть? Ведь жаль, если никогда больше такую модель не удастся сделать. И никто не знает, какая она хорошая, никто ее не сделает, даже если захочет. Так возникает необходимость сделать чертеж.

Здесь опять вспомните сказку про архитектора. Может быть, малыш тоже подумает-подумает и… придумает, что надо сделать чертеж своей модели. Тогда вам остается чуть-чуть помочь ему этому научиться. Как это сделать?

Чертежи лучше делать на тетради в клетку. Если ребенок совета не принимает, не спорьте с ним — просто предложите ему делать чертеж по-своему — на нелинованной бумаге, а вы сделайте такой же, но на бумаге в клетку. Какой получается лучше? Где ничего не перекошено и где все кирпичи одинаковой длины? Такое «доказательство делом» неизмеримо сильнее многих словесных убеждений.

Когда бумага в клетку принята всеми как наиболее удобная, то надо договориться о масштабе, в каком будем рисовать кирпичи, т. е. какой величины мы их будем чертить.

Поставьте перед малышом кирпич на ребро, торцом к себе, как на рисунке, где кирпич показан в трех основных положениях: плашмя, на ребре и на торце — и приведены все 6 возможных положений, в каких он может находиться.

А теперь сделаем чертеж, чтобы точно показать, как стоит кирпич. Сначала нарисуем вид спереди. Как надо смотреть на кирпич? Если толщина кирпича у нас будет в одну клетку, то ширина..? (Пусть ребенок найдет, что она в 2 раза больше толщины, и сделает ее в 2 клетки.)

— А теперь скажите, как надо смотреть на кирпич, чтобы сделать вид сверху, вид сбоку?

Сравните теперь этот чертеж с чертежом Б.

Выяснив, что ребра кирпича мы будем рисовать в 1, 2 и 4 клетки, можно приступить к изготовлению чертежей простейших моделей в 2 — 3 кирпича. Такой масштаб очень удобен, но он, конечно, не единственный, и можно принять масштаб любой, в зависимости от необходимости и возможностей самого «чертежника». На рисунке  приведена еще простая задача: сначала приведены 6 чертежей кирпича в разных положениях, обозначенных буквами, а ниже 6 рисунков, обозначенных цифрами. Найдите сначала сами, а потом с детьми, какой буквой обозначен чертеж кирпича 1, 2, 3 и т. д. Задачу можно «переворачивать»: под каким номером нарисован кирпич, чертеж которого А, Б, В, Г и т. д.? Вместо рисунков можно поставить настоящие кирпичи, а в книге находить чертежи, соответствующие их положению.

Первые модели, на которых ребенок будет учиться делать чертежи, лучше строить взрослому, а с ребенком только решать вопрос: «Какой вид лучше взять за „вид спереди"?» И, повернув модель к себе этой стороной, начинать делать чертеж. Задерживаться на этом виде работы не следует. Если ребенок понял суть дела и хорошо делает чертежи, не надо предлагать новые модели, а переходить к конструированию.

Конструирование — главное дело

Из 8 кирпичиков можно построить очень большое число разных моделей, но ребенку интересны только те, которые напоминают что-то знакомое — машины, дома, пароходы, мосты. Вот такие интересные модели и надо придумывать. И конечно, делать чертеж этих моделей, чтобы сохранить их и сделать целый альбом «собственных конструкций».

Альбом может помочь отобрать ряд чертежей-заданий для соревнования и быть летописью роста конструктивных способностей ребенка, если ставить дату на чертежах.

Когда ребенок станет школьником, можно с успехом продолжить эту игру. Школьники будут вносить в альбом чертежи, особо трудные для построения моделей, предназначенные специально для «гимнастики ума» и детей, и взрослых. К таким уже и относятся чертежи-задания после К-22. И мы 1 — 2 раза в год устраиваем со ревнования с участием взрослых: «Кто быстрее построит модель К-26? Кто быстрее сделает сразу 3 задания — К-27, К-28, К-29?»

Со временем количество кирпичиков в игре можно увеличить, модели еще более усложнятся, а задания приобретут характер производственных чертежей, с условными обозначениями которых можно ребятишек ознакомить.

Категория: РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ | Добавил: admin (22.02.2013)
Просмотров: 2009 | Теги: развивающие игры для дошкольников, развиваем детей в игре, досуг для детей, занятия в ДОУ, дидактические игры для детей, игры в детском саду | Рейтинг: 5.0/1
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ПЕДАГОГАМ
ЛОГОПЕД
Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ









Пан Познавайка

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования