Маленькие дети (до 2,5 — 3 лет) похожи обычно на обезьянок, потому
что они хорошо копируют старших, легко подражают им. Это очень ценное
качество помогает детям перенимать массу движений, привычек, усваивать
способы обращения с вещами, инструментами. Однако для развития этого
качества нужны благоприятные условия. Обычно они создаются в больших
семьях, где много детей и где взрослые не могут следить за каждым шагом
малыша, а он имеет достаточно времени и свободы для самостоятельного
познания окружающего мира. Наблюдая за старшими, копируя их действия,
ребенок учится, и учится тем успешнее, чем точнее он повторяет эти
действия, хотя и не всегда понимает их смысл, Но вот ребенок
подрастает, его уже начинают намеренно обучать взрослые: показывать,
рассказывать, тренировать, он и сам может обратиться к ним за помощью. В
это время необходимость в умении копировать постепенно исчезает, а с
нею слабеет и то внимание к действиям старших, которое характерно для
малышей. Игра «Обезьянка» может в какой-то мере сохранить это ценное
качество и поддержать его на высоком уровне, а заодно покажет взрослым, у
кого из малышей и насколько это качество развито или угасло. Когда в
«Обезьянку» играет несколько детей, то их можно сравнивать друг с другом
и увидеть разницу между ними в этом отношении. Что надо для игры Играть
в «Обезьянку» дети могут начиная с 2 — 3 лет и старше. Играть можно и с
одним малышом, но, если число участников больше, — интереснее. Играющие
садятся вокруг низкого стола на маленькие стулья или скамейки, чтобы
ноги доставали до пола и можно было руки прятать под стол. — Сегодня
мы будем играть в «Обезьянку», — говорит взрослый. — Но сначала
послушайте сказку про обезьянку: сидела в комнате маленькая обезьянка и
не знала, что ей делать. В комнате было тихо-тихо, и, хотя она вертела
головой во все стороны, ничего интересного она не увидела. И стало ей
скучно-скучно… И вдруг услышала она за дверью чьи-то шаги, спряталась в
уголок и стала внимательно смотреть. Открылась дверь, вошел маленький
мальчик, подошел к буфету, открыл дверцу и что-то достал в красивой
бумажке. Как только мальчик отвернулся, обезьянка подскочила к буфету,
открыла дверцу и тоже достала что-то в красивой бумажке. Мальчик
разворачивает красивую бумажку — и она тоже. Мальчик откусывает кусочек,
и обезьянка откусывает; мальчик улыбается, и обезьянка улыбается. Это
оказалась шоколадная конфета. И так обезьянке понравилось, что она стала
все-все делать точь-в-точь, как мальчик. А вы сумеете делать так, как обезьянка? Я буду мальчиком, а вы — обезьянками. И
дальше начинается игра, и все зависит от ведущего, что он приготовил
для «обезьянок» и для «мальчика». Можно использовать для этой игры
кирпичики (удобны деревянные или пластмассовые размером 20Х40Х80 мм или
15Х30Х60 мм).
Каждый играющий, т. е. «мальчик» и «обезьянки», берут по 2 кирпичика.
В начале игры «мальчик» поднимает оба кирпича вверх над головой и,
когда видит, что все «обезьянки» сделали так же, быстро прячет руки с
кирпичами под стол. Игра заключается в том, что «мальчик» строит
из двух кирпичиков какую-то модель, а «обезьянки» глядят на него и
делают быстро точно такую же. А так как каждый кирпич можно положить на
стол тремя способами (плашмя, на ребро и на торец) и кирпичи можно
по-разному ставить один относительно другого (снизу, сверху, рядом,
сбоку, спереди, сзади, под углом 90 градусов и 45 градусов и т. д.), то
получается много разных моделей. Вот как
выглядит игра со стороны. «Мальчик» медленно, чтобы «обезьянки» успевали
и увидеть, и сделать то же самое, вынимает из-под стола руку и ставит
первый кирпич на торец. Затем, не торопясь, кладет на него плашмя второй
кирпич, так что получается буква Т. — Какие внимательные все
«обезьянки»! — говорит «мальчик», видя, что все малыши сделали Т точно,
как он. И тогда быстро схватывает кирпичики и прячет их снова под стол.
Так же быстро схватывают и прячут под стол кирпичики и «обезьянки». Видя,
что все опять смотрят на него, «мальчик» достает сразу оба кирпича, но
один кладет плашмя на стол, а второй на ребро рядом, так что получается
игрушечный «диван». Игру можно и нужно оживлять главным образом
одобрительными замечаниями в адрес «обезьянок», ставить кирпичики иногда
подчеркнуто медленно или, наоборот, очень быстро, со стуком о стол или,
наоборот, так осторожно, чтобы никто не услышал звука. Цель игры —
развить внимание ребенка, научить его точно копировать действия
ведущего. Ведущими могут быть сами дети, правда, это потребует от них
большой находчивости и сообразительности. Игру можно усложнять
разными способами: к двум кирпичам добавить третий, и тогда модели
станут не только сложнее, но и разнообразнее. Можно один из кирпичиков
заменить кубиком, цилиндром, пирамидой, призмой. Можно взять вместо
кирпичиков кубики из игры «Сложи узор». Тогда «обезьянки» должны следить
не только за положением кубиков, но и за цветом верхних граней (кубики
можно положить то красной, то синей, то желтой гранью вверх или
двухцветными гранями и т. д.). Игру следует проводить не часто — раз в месяц или реже, но это зависит от желания малышей и изобретательности ведущего. |