Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия в работе с дошкольниками» - СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - Каталог статей - МИШУТКИНА ШКОЛА

Четверг, 08.12.2016, 17:08
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА
ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
УМЕЛЫЕ РУЧКИ
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
УЧИМСЯ СЧИТАТЬ [26]
УЧИМСЯ ИЗМЕРЯТЬ [17]
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ [41]
СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ [24]
СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ [109]
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ [56]
МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК [60]
РАСКРАСКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [119]
ИСКУССТВО ДЕТЯМ [183]
ГОЛОВОЛОМКИ [175]
УРОКИ ЛЕПКИ [73]
АППЛИКАЦИЯ [58]
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА [28]
ЗАГАДКИ [15]
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ [134]
ПОДЕЛКИ [200]
СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЕТСКИХ ПРОБЛЕМ [83]
ОТРАБАТЫВАЕМ ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ [93]
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ [11]
ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ [339]
НАУЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ СО ЗНАЙКОЙ [76]
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ [107]
РАБОТА ЛОГОПЕДА [153]
ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ [56]
РАЗВИВАЮЩИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ [100]
КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА [13]
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. РАБОТАЕМ ПО СКАЗКЕ [31]
ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ И АППЛИКАЦИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ [36]
ФОНЕМАТИКА [120]
ПРО ЖИВОТНЫХ [27]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР [34]
ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ [308]
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МАМОЙ [36]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА [71]
НОВОГОДНЯЯ КУТЕРЬМА [22]
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия в работе с дошкольниками»

Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами атр-терапии.

Формы организации:

Индивидуальные - теоретические.

Групповые – практические.

Материалы:

Теоретические - папка с материалами по теме  мастер-класса, таблицы «Активные методы наглядности».

Практические - бумага для рисования, ручки, карандаши, фломастеры, яблоки, яблочный сок, мешочек для лотереи, музыкальная запись «Дождь в лесу».

 

План мастер-класса :

1. Письменная рефлексия (определение готовности участников мастер-класса к работе). Определение характерных свойств личности педагогов по их любимому цвету.

2. Теория вопроса «Арт-терапия : классификация арт-терапевтических методов и приёмов.»

3. Особенности организации и проведения занятий по арт-терапии , структура занятий .

4. «Чайная пауза»

 

Практическая часть :

1. Обучение применению в своей педагогической практике активных  методов арт-терапии (коллективная работа по таблицам).

2. Арт-терапевтические упражнения :

а) Упражнение «Лотерея»  -  (игровая терапия)

б) Упражнение –игра «Дождь в лесу»  - (музыкотерапия)

в) Упражнение  «Могу  позволить себе быть ребёнком…» - (изотерапия)

 

Перед началом работы ознакомить всех участников с основными правилами работы в группе ( печатный экземпляр у каждого участника на столе).

Памятка

участника

мастер-класса

 

1.Получи удовольствие !

2.Позволь себе быть свободным !

3.Доброжелательность к себе и другим !

4.Постарайтесь быть внимательным .

5.Избегайте оценок и суждений .

6.Говори только о собственных чувствах, ощущениях,  настроениях.

И всё получиться !

 

Ход мастер-класса :

 

Письменная рефлексия ( определяем готовность участников к работе).

-Раскрась фигуру любимым цветом.-----------------------------------------------------

-Любимый цвет может многое рассказать о характере человека и его эмоциональном складе.( см. приложение к мастер-классу)

-Что Вы ощущаете, чувствуете сейчас ?-------------------------------------------------

-Ваши ожидания от общения ?-------------------------------------------------------------

 

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на использовании средств искусства.

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания .

В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психическая энергия, которая обычно тратится ребёнком на неэффективное напряжение. Ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Демонстративность , негативизм, агрессия (формы психической защиты)уступают место инициативности, творчеству.

Модели арт-терапии представляют собой современную здоровьесберегающую технологию с использованием совокупности методов, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к ребёнку в образовательном учреждении с учётом его возрастных, нерно-психических возможностей, уровня развития здоровья.

Через творчество ребята получают новую информацию о себе : « я успешен», « у меня есть способности», « я признан другими», «моё мнение учитывается», « я могу справиться с трудностями».

Таким образом формируется положительная самооценка ребёнка и позитивное отношение к окружающему миру .

В особой символической форме : через игру, рисунок, сказку, музыку- мы можем помочь ребёнку дать выход своим эмоциям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.

 

Классификация арт-терапевтических методов и приёмов.

 

 

А

Р

Т

-

 

Т

Е

Р

А

П

И

Я.

 

 

Изотерапия .

 

Нетрадиционное рисование .

 

Цветотерапия и терапия изобразительным искусством.

 

Цвет, его влияние на самочувствие, разноцветные физминутки, произведения изобразительного искусства (сенсибилизация, синестезия).

Игротерапия .

 

Д/игры и с/р игры.

 

Сказкотерапия.

 

Образы сказочных героев, слушание сказок, сказочные темы и сюжеты.

 

Музыкотерапия .

 

Слушание и восприятие музыки, музицирование , вокальная  терапия .

 

Драматерапия .

 

Инсценирование сказок, песен .

 

Танцевально-двигательная терапия.

 

Движения под музыку, танцы, импровизации .

 

 

Песочная терапия .

 

 

«Рисование» образов , игры с песком.

 

Терапия водой.

 

Игры с водой .

 

Дошкольники овладеют многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.

Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того , какие методы и приёмы использует педагог.

 

Методы.

Приёмы.

 

 

Информационно- рецептивный.

- рассматривание;

- наблюдение ;

- экскурсия ;

-образец воспитателя ;

- показ воспитателя.

 

 

 

Словесный.

- беседа ;

- рассказ, искусствоведческий рассказ ;

использование образцов педагога ;

- художественное слово .

 

 

 

Репродуктивный.

 

- приём повтора ;

- работа на черновиках ;

- выполнение формообразующих движений рукой.

 

 

Эвристический .

 

- проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятиях, т.е. выполнение части работы самостоятельно.

 

 

Исследовательский.

 

 

- самостоятельное выполнение всей работы .

 

Структура занятий по арт-терапии (или с элементами арт-терапии).

 

1. Ритуал приветствия. Ритуал начала занятия, занимает не более 2-3 минут. Простой ритуал является отправной точкой, «включает» внимание детей, объединяет их.

2. Настрой, разогрев. Прежде, чем приступить к проработке выбранной темы , необходимо позаботиться о том, чтобы у каждого ребёнка и  у группы в целом, появилась готовность к осуществлению творческой деятельности. Настроиться на работу помогают упражнения «Рисование в пространстве», «Прогулка по пространству тетрадного листа».

3. Основное содержание . Эта часть посвящена созидательному творчеству. В основную часть может быть включено от одного до трёх заданий и при необходимости , логические связки и разминочные упражнения, пальчиковая гимнастика.

4. Любование детскими работами , нахождение образов, обозначение их ценностей. Эта часть занятия не выделяется в чётко обозначенный во времени и пространстве этап. Он проходит очень неформально.

С искренним интересом и признанием принимаем любое детское творение, независимо от того, эстетично оно или содержательно, оригинально или типично – это одно из специфических умений арт-терапевта.

5. Итог занятия (ритуал окончания занятия). К концу занятия может наблюдаться своеобразное брожение детей. общий итоговый сбор всех участников позволяет вернуть детей в атмосферу группы, сделать акцент на чём-то важном, с чем столкнулась группа, и что стало её достоянием в этот раз, дать оптимистичную установку на будущее.

 

Чайная пауза.

 

( Всем участникам мастер-класса предлагается выпить стаканчик яблочного сока.)

- Какой сок Вы сейчас выпили ?

- Что почувствовали в данный момент ?

- Скажите, в повседневной жизни информация лучше запоминается в форме простого сообщения или с переживанием чувств, эмоций, каких-либо событий, встреч ?

Таким образом, традиционные методы работы и обучения, в которых всё ещё главное место отводится докладам, утрачивают своё значение    из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи.

 

Всё шире в практике современных педагогов используется учебно-познавательная деятельность с применением приёмов и методов, получивших название «активные методы обучения» (методы арт-педагогики).

Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формирует познавательный интерес и творческое мышление.

Целью активных методов обучения является развитие :

- внимания

- познавательной активности

- мыслительных процессов

- творческих способностей

- рефлексии

- креативности

- формирование определённой жизненной позиции

- развитие наглядно-образного мышления средствами сенсорного развития ребёнка.

Традиционная и активная форма, попробуем увидеть разницу.

 

Метод наглядности

Приёмы

Формы организации

Т

Р

А

Д

И

Ц

И

О

Н

Н

Ы

Й

 

Наглядно-

зрительный.

Наблюдение, рассматривание предметов (явлений объектов).

 

Наглядно- слуховой.

Слушание музыки, звуков, издаваемых предметом (явлением, объектом).

Наглядно-

чувственный.

Попробовать на вкус, потрогать, почувствовать запах предмета

(явления, объекта).

Описание.

 

Словесное сопровождение, доклад о предмете (явлении, объекте).

Интеграция :

наглядно-зрительного, наглядно-слухового, наглядно-чувственного приёмов.

Игры, включающие предыдущие формы организации :

- ролевые

- имитационные

- деловые

- организационно-деятельностные.

А

К

Т

И

В

Н

Ы

Й

 

 

Наглядно-экстрасенсорный.

Выражение своих ощущений, чувств, эмоций, ассоциаций в разных видах деятельности,

- рефлексия (устная и письменная)

- видах искусства (рисовании, лепке, драматургии, живописи, танцах).

 

- Сейчас каждый из участников мастер-класса получит яблоко, на примере которого мы разберём активный наглядный метод обучения.

 

Активный метод наглядности.

 

Приёмы

интеграции

 

 

Формы организации

 

 

Мыслительный образ

 

 

Наглядно-зрительный

Наблюдение, описание.

Игра «Найди такой же по цвету».

Игра-хоровод «Катись яблочко».

Сенсорная игра «Чудесный мешочек».

Внешний вид.

Цвет : красный, жёлтый и др.

Форма : круглый.

Размер : большое, маленькое, среднее.

 

 

Наглядно-слуховой

Наблюдение за звуком, слушание.

Музыкальные игры-ассоциации «Эх, яблочко», «Мимо белого яблока луны.»

Стихи, загадки, сказки со словом «яблоко».

Слуховые ощущения.

Звук : естественный, музыкальное оформление, речевое сопровождение.

 

 

Наглядно-чувственный

 

Сенсорная игра «угадай на вкус»

(попробовать яблоко).

Содержание :

Вкус : кислое, сладкое, вкусное, не вкусное и т.д.

 

 

Наглядно-экстрасенсорный

Ролевые игры.

«Повар», «Дочки-матери», «Магазин».

Д/и «Во саду ли, в огороде».

Социально-ролевые ощущения

Применение : съесть в натуральном виде, компот, повидло.

Классификация : фрукты, овощи

 

Художественно-творческие игры : «Волшебные яблочки», «Яблочное настроение», «Фруктовый маскарад».

 

Развивающая игра «Яблочные превращения».

 

Рисование.

Мои ощущения : -выражение своего состояния в цвете, деталях,         - выражение эмоционального состояния цветом, рисование мимических картин,           - ассоциации сюжета из жизни с предметом,                            - сюжетное и предметное рисование,             -живопись,           - графика,                                              - раскрашивание.

 

Арт-терапевтические упражнения - служат средством свободного самовыражения и самопознания, они предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру ребёнка .

Арт-терапевтические упражнения позволяют объединить детей в группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности), и облегчить процесс коммуникации, опосредовать её общим творческим процессом и его продуктами.

Особенно эффективны такие упражнения  у детей, которые испытывают трудности в общении, замкнутых, с низкой заинтересованностью в деятельности, излишне стеснительных.

 

а) Упражнение «Лотерея» ---------------------------(игровая терапия)

Цель : развитие мышления, моторных навыков, воображения.

Инструкция : Перед участниками появляется волшебный сундучок, в нём сюрприз.

Каждый участник достаёт записку с заданием, зачитывает и выполняет.

- отгадать загадку,

- рассказать стишок,

- сказать комплимент соседу справа,

- произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»,

- спеть куплет из песни,

- пройти по залу, как модель.

 

б)Упражнение-игра «Дождь в лесу»----------------(музыкотерапия)

Цель : релаксация, развитие чувства эмпатии.

Инструкция : Участники стоят по кругу, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

 

- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся.                (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами).

- Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются.

(раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).

-Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.

(участники лёгкими движениями пальцев касаются спины  стоящего впереди)

- Дождик стучит всё сильнее и сильнее.

(усиливаем движение пальцев по спине)

-Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.

(проводим ладонями по спине стоящего впереди).

-Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

 

в) Упражнение «Могу позволить себе быть ребёнком…»----(изотерапия)

Инструкция : Нарисовать «нерабочей» левой рукой любимую игрушку и подписать её название.

Важно обсудить, почему именно это Вы нарисовали, как Вы себя чувствовали, работая над образом ?  Что чувствуете сейчас?

 

Заключение.

Занятия по арт-терапии или с элементами арт-терапии дарят детям радость познания, творчества.

Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т.д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.

 

 

Приложение к мастер-классу.

 

Ниже приводится описание основных цветов. На основании предпочтения того или иного цвета каждый самостоятельно может сделать вывод о своих психологических особенностях.

Белый — синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает.

Черный — цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное , нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой , более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя .Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке.

Серый — любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях психологического тестирования этот цвет используется как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого.

Красный — цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. К тому же — альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает — комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм. Отвращение, игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение.

Коричневый — выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Предпочтение коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям. Вместе с тем, выбор этого цвета в качестве наиболее предпочитаемого указывает также на определенное физическое истощение.

Желтый — символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый цвет получается от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма.

Синий — цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он — образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности. Проще говоря, выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается.

Зеленый — цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще. Люди же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а посредством эмоций, отвергают зеленый цвет как несимпатичный. Наряду с ними, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.

Оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство.

Розовый — это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение.

Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре.

Категория: СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА | Добавил: admin (24.06.2013)
Просмотров: 9548 | Теги: развитие воображения, дидактическая игра, интеллектуальное развитие дошкольни, доу, Занятия по сенсорному воспитанию до, обучение и разв | Рейтинг: 5.0/3
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ПЕДАГОГАМ
ЛОГОПЕД
Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ









Пан Познавайка

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования