Программное содержание. Продолжать
знакомить детей с особенностями филимоновской и дымковской лепки. Учить
их сравнивать и лепить филимоновскую и дымковскую барыню с натуры.
Закреплять умение сглаживать неровности вылепленного изображения, когда
это необходимо для передачи образа предмета. Демонстрационный материал. Филимоновские и дымковские глиняные барыни. Раздаточный материал. Глина, мисочки с водой, дощечки для лепки. Ход занятия Расскажите
детям о том, как раньше изготавливали глиняные игрушки: «В селах
женщины и девочки лепили игрушки, затем сушили их, обжигали в печи, а
после обжига – расписывали». Рассмотрите
филимоновскую барыню – у нее высокая колоколообразная юбка, маленькая
верхняя часть туловища и маленькая головка в шляпке. Юбку для
филимоновской барыни лепят в виде полого колокола – глину расшлепывают в
лепешку и свертывают лепешку воронкой. Голову, шею и кофту лепят из
одного куска глины. Руки и детали изображают отдельно и прикрепляют к
поверхности фигуры. Рассмотрите
дымковскую барыню. Ее лепят из отдельных частей: юбку лепят в виде
широкого и пустотелого у основания конуса, на него насаживают торс,
оттягивают шею и закрепляют круглую голову. К плечам прикрепляют руки в
пышных рукавах и закрепляют у талии. Затем украшают барыню кудрявыми
волосами, на голову надевают шляпу с полями, капор или кокошник, плечи
покрывают пелериной. По низу юбки пускают оборку, в руках у барыни
обычно сумочка, зонтик или другой предмет. Сравните филимоновскую барыню
с дымковской. Предложите детям изготовить любую барыню. Когда
игрушки подсохнут, дайте детям покрыть их желтой или белой
водоэмульсионной краской или гуашью, смешанной с каплей клея ПВА. А на
занятии по рисованию можно будет расписать барынь. |