В ходе беседы воспитатель продолжает формировать у детей привычку делиться с друзьми.
Педагог предлагает детям послушать стихотворение Я. Акима «Яблоко».
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
– О каком правиле дружбы говорится в этом стихотворении?
– В стихотворении яблоко описано так, что его тут же хочется съесть. Почему тот, у кого в руках оно оказалось, не сделал это?
– Какое еще название можно подобрать к этому стихотворению?
– Нарисуйте рисунок к стихотворению.
– А теперь послушайте еще одну историю о том, как делили яблоко (В. Сутеев «Яблоко»).
Сначала педагог читает первые три части рассказа.
...
1
Стояла поздняя осень. С деревьев давно
облетели листья, и только на верхушке дикой яблони еще висело
одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу заяц и увидел
яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит – не допрыгнешь!
– Крра-крра!
Смотрит заяц – на елке сидит ворона и смеется.
– Эй, ворона! – крикнул заяц. – Сорви-ка мне яблоко!
Ворона перелетела с елки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала – упало оно вниз.
2
– Спасибо тебе, ворона! – сказал заяц и
хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало.
Что такое? Испугался заяц, потом понял: яблоко упало прямо на ежа,
который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и
бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.
– Стой, стой! – кричит заяц. – Куда мое яблоко потащил?
3
Остановился ежик и говорит:
– Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал.
Заяц подскочил к ежу:
– Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел!
К ним ворона подлетела.
– Напрасно спорите, – говорит, – это мое яблоко, я его себе сорвала. Никто друг с другом согласиться не может. Каждый кричит:
– Мое яблоко!
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: ворона ежа в нос клюнула, еж зайца иголками уколол, а заяц ворону ногой лягнул…
– Как вы думаете, у кого из зверей больше прав, чтобы сказать: «Это мое яблоко»?
– Почему каждый из зверей считает яблоко своим?
– Во что обернулся спор зверей, которые не могли поделить яблоко?
– Как бы вы рассудили зверей?
– Послушайте, что же было дальше.
...
4
Вот тут-то медведь и появился. Да как рявкнет:
– Что такое? Что за шум?
Все к нему:
– Ты, Михаил Иванович, в лесу самый
большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко
присудишь, так тому и быть.
И рассказали медведю все, как было.
5
Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:
– Кто яблоко нашел?
– Я! – сказал заяц.
– Кто яблоко сорвал?
– Как р-раз я! – каркнула ворона.
– Хорошо. А кто его поймал?
– Я поймал! – пискнул еж.
– Вот что, рассудил медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить.
– Но тут только одно яблоко! – сказали еж, заяц и ворона.
– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку.
И все хором воскликнули:
– Как же мы раньше не догадались!
6
Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал зайцу:
– Это тебе, заяц, – ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек вороне отдал:
– Это тебе, ворона, ты яблоко сорвала.
Третий кусочек ежик себе в рот положил:
– Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвертый кусочек ежик медведю в лапу положил:
– А это тебе, Михаил Иванович…
– Мне-то за что? – удивился медведь.
– А за то, что ты нас всех помирил и уму разуму научил!
И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что медведь рассудил справедливо, никого не обидел.
– Согласны ли вы с тем, как медведь рассудил зверей?
– Почему ежик четвертый кусочек яблока отдал Михаилу Ивановичу?
– Почему медведь удивился? (Он был бескорыстным, нежадным, справедливым.)
– Почему все звери остались довольны?
Воспитатель еще раз читает отрывок со слов «Мне-то за что?..» и спрашивает:
– О каком правиле дружбы здесь идет речь?
– Нарисуйте, кому бы могло достаться яблоко, если бы не вмешался медведь.
– Придумайте новое название этой сказке. |