Повышенная агрессивность детей является
одной из наиболее частых проблем в детском коллективе, волнующих не
только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны
для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся,
обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти
непосредственные проявления детской агрессивности уступают место
просоциальным формам поведения. Однако у определенной категории детей
агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в
устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал
ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его
личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не
только окружающим, но и самому себе. В
последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности
существенно возрос. Учеными разных направлений предлагаются различные
подходы к определению сущности агрессивного поведения, его
психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого
явления агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное
нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Исследования
и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в
детстве, сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. В
большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный,
или реактивный, характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются
агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные
исключительно на причинение вреда другому. Например,
мальчик толкает девочку в бассейн и смеется над ее слезами, или девочка
прячет тапочки своей подруги и с удовольствием наблюдает за ее
переживаниями. Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих
детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое
поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и
жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу. Можно
полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные
внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что
дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых
сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим
психологическим характеристикам. Изучение
этих характеристик чрезвычайно важно для понимания природы данного
явления и своевременного преодоления таких опасных тенденций. Чтобы
выявить психологические особенности, отличающие агрессивных детей,
необходимо сопоставить их с соответствующими характеристиками тех
дошкольников, которые не проявляют склонности к агрессии. |