На протяжении дошкольного возраста (от 3 до
7 лет) повышаются устойчивость избирательных предпочтений детей,
устойчивость и количественный состав детских объединений,
содержательность обоснования выборов детей (от чисто внешних, предметных
качеств до личностных характеристик). Стремительно
увеличивается структурированность детского коллектива (одни дети
становятся все более предпочитаемыми большинством детей, другие
находятся в положении «отверженных»). К старшему дошкольному возрасту
происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни
дети становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников,
другие не пользуются особой популярностью – либо отвергаются, либо
остаются незамеченными. Обычно в детской группе выделяются два – три
ребенка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят
дружить, сидеть рядом, многие охотно выполняют их просьбы. Обычно таких
детей называют лидерами. Следует отметить, что феномен лидерства
традиционно связывается с решением какой-то задачи, с организацией
какой-либо важной для группы деятельности. Данное понимание достаточно
трудно приложить к группе дошкольников, в частности к группе детского
сада. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо
определенной, объединяющей всех членов деятельности, здесь трудно
говорить о степени социального влияния. Вместе с тем, не вызывает
сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой
притягательности. По-видимому, более правильно для данного возраста
говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких
детей, которая, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением
групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью. Наряду с этим выделяются дети вовсе непопулярные – их не принимают в игры, с ним мало общаются, им не хотят уступать игрушки. Остальная
часть детей располагается между этими двумя «полюсами». Положение
ребенка в группе и отношение к нему сверстников обычно выясняются с
помощью социометрических методик, адаптированных для дошкольного
возраста. Например, каждого ребенка в группе спрашивают, кого бы он
хотел пригласить на день рожденья, или с кем бы хотел дружить, жить в
общем красивом доме и пр. Членов группы, получивших наибольшее число
положительных выборов в данной группе, можно считать популярными. В этих
методиках в различных воображаемых ситуациях дети осуществляют выбор
предпочитаемых и не предпочитаемых членов группы. Очевидно,
что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом,
на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие
ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе
сверстников, почему одни дети становятся предпочитаемыми и вызывают
симпатии сверстников, а другие наоборот, имеет исключительное значение.
Анализируя качества и способности наиболее популярных детей, можно
понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку
завоевать расположение сверстников. Этот прием неоднократно
использовался в психологических исследованиях. Вопрос
о популярности детей дошкольного возраста решался преимущественно в
связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и
инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах
Т. Репиной, А. Рояк, В. Мухиной, Т. Антоновой и др. Исследования этих
авторов показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково: одни
выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Предпочтения детей и
их популярность в группе во многом зависит от их способности придумать и
организовать совместную игру. В
исследовании Т. Репиной позиция и положение ребенка в группе
исследовались в связи с успешностью ребенка в деятельности. Было
показано, что повышение успешности в деятельности увеличивает число
положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус
ребенка. Успешность в деятельности положительно влияет на активность
ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверстников. Однако
при оценке успешности в какой-либо деятельности важен не столько ее
объективный результат, сколько признание этой успешности со стороны
окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается
отношение к нему со стороны сверстников. Как полагает В. Мухина,
признание других людей повышает активность детей в общении, непризнание,
напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться с
взрослыми и сверстниками. Все это сказывается на положении ребенка в
группе. Феномен детской популярности
связан не только с успехами в ребенка в деятельности, но и с
потребностью детей в общении и, главное, с их способностью удовлетворять
потребности других. М. Лисина высказала предположение о том, что в
основе формирования межличностных привязанностей лежит удовлетворение
коммуникативных потребностей партнеров. Если содержание общения не
соответствует уровню коммуникативной потребности ребенка, то
расположение к партнеру ослабляется, и наоборот: адекватное
удовлетворение основных коммуникативных потребностей ведет к симпатии и
предпочтению конкретного человека, удовлетворившего эти потребности.
Наиболее предпочитаемыми обычно являются дети, демонстрирующие
доброжелательное внимание партнеру. Описывая обобщенный портрет
популярного ребенка, М. Лисина выделяет такие качества, как
чувствительность к воздействиям сверстника, доброжелательное внимание к
другим, отзывчивость, адекватное содержание общения. Итак,
анализ психологических исследований показывает, что в основе
избирательных привязанностей детей могут стоять самые разные качества:
инициативность, успешность в игровой или конструктивной деятельности,
потребность в общении и в признании сверстников, признание взрослого,
способность удовлетворять коммуникативную потребность ровесников,
способность к самовыражению и др. Очевидно, что столь широкий (хотя и
далеко не полный) перечень этих качеств не позволяет выделить главного
условия детской популярности и понять ее психологическую основу. Для
выяснения этого вопроса было предпринято специальное экспериментальной
исследование, в котором выяснялись психологические особенности
популярных детей, которые отличают их от непопулярных. В этом
исследовании сравнивались различные психологические особенности
популярных и непопулярных (отвергаемых) дошкольников: уровень их
умственного развития, активность в общении, стремление занять лидирующую
роль в игре, отношение к сверстникам, способность к сопереживанию и пр. Полученные
результаты показали, что далеко не всегда высокое развитие этих качеств
отличают популярных детей от непопулярных. Так, группы (популярных и
непопулярных) детей практически не различались по уровню развития
мышления. Это может свидетельствовать о том, что когнитивные
способности, такие как уровень развития интеллекта и способность к
разрешению социальных проблем, не обеспечивают популярности ребенка в
группе сверстников. Результаты показали, что по степени общительности и
инициативности в игре популярные дети также не превосходят своих
сверстников. Однако среди непопулярных детей по этим показателям
отчетливо выделились две крайние группы – замкнутых и совершенно
пассивных и чрезмерно общительных детей, стремящихся к руководству.
Можно полагать, что обе эти крайние стратегии в равной мере отталкивают
сверстников и делают ребенка отвергаемым. Стремление ребенка к лидерству
и руководству далеко не всегда обеспечивают признание и симпатии
сверстников. Все популярные дети занимали средние позиции по этим
показателям. Однако на этом основании нельзя сделать вывода о том, что
эти средние показатели (которые были зафиксированы у многих других детей
в обеих группах) сами по себе обеспечивают популярность ребенка в
группе сверстников. Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам: 1) популярные
дети, в отличие от непопулярных, практически никогда не были
безразличны к действиям сверстника, проявляли интерес к тому, что он
делает, при чем эта эмоциональная вовлеченность имела положительную
окраску – они одобряли и поддерживали других детей, в то время как
непопулярные осуждали и навязывали свой замысел; 2) популярные
дети сопереживали другим – успехи сверстников отнюдь не обижали, а,
напротив, радовали их, промахи не огорчали; непопулярные дети либо
оставались безразличными к оценке сверстника, либо реагировали
неадекватно (радовались неудачам и обижались при похвале другого); 3) все
популярные дети, независимо от уровня общительности и инициативности,
отвечали на просьбы сверстников и очень часто бескорыстно помогали им;
непопулярные не делали этого никогда; 4) популярные
дети даже в позиции «обиженного» предпочитали разрешать конфликты
мирным путем, не обвиняя и не наказывая других; непопулярные, как
правило, находили разрешение конфликта в агрессивных действиях и
угрозах. Данные результаты
свидетельствуют о том, что в основе популярности дошкольников лежат не
развитие интеллекта и даже не организаторские способности, а прежде
всего эмоциональное отношение к сверстнику, которое выражается как в
различных эмоциональных проявлениях, так и в реальной помощи другим
детям. Это совершенно не означает, что
популярные дети не ссорятся, не обижаются, не соревнуются и не спорят с
другими. Все это безусловно присутствует в детской жизни. Однако у
популярных детей, в отличие от непопулярных, утверждение и признание
своего «я» не закрывает сверстника и не является специальной и
единственной жизненной задачей. Именно это, как ни странно, и
обеспечивает признание другими и утверждение ребенка в группе
сверстников. Следует отметить, что
структура детского коллектива, т. е. количество предпочитаемых и
отвергаемых детей, и их личностные характеристики во многом зависят от
конкретной группы и от стратегии воспитателя. Бывают группы, в которых
явно выделяются два-три предпочитаемых всеми ребенка существует и
значительное число отвергаемых. В то же время в некоторых детских
группах такая жесткая дифференциация отсутствует: отвергаемых детей
практически нет, а число предпочтений детей распределяется примерно
поровну среди всех членов группы, такая атмосфера в детской группе
наиболее благоприятна для развития личности ребенка. |