Отношения с другим людям зарождаются и
наиболее интенсивно развиваются в детстве. Причем главным пространством
рождения таких отношений является сфера общения с равными – со
сверстниками. Исследования показывают, что к концу дошкольного возраста
складывается более или менее определенный тип отношений со сверстниками,
который либо обеспечивает нормальное общение и сотрудничество, либо
ведет к трудностям в общении и возникновению частых конфликтов с другими
детьми. Проблемы и конфликты между детьми порождают тяжелые переживания
(обиды, неприязнь, зависть, злость и др.). Такие детские переживания
могут стать в дальнейшем источником серьезных межличностных и внутренних
проблем взрослого человека. Все это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей в дошкольном детстве. Родители
и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств, которые
переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским
дружбам, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений со
сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее
развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет
характер отношения человека к себе, другим, миру в целом. Далеко не
всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном
возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим,
которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя
определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку
преодолеть их – важнейшая задача педагога и психолога. Такая
психолого-педагогическая помощь должна основываться на понимании
психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в
межличностных отношениях детей. Внутренние причины, вызывающие
устойчивый и часто воспроизводящийся конфликт ребенка со сверстниками,
приводят к его объективной или субъективной изоляции, к чувству
одиночества, которое является одним из самых тяжелых и деструктивных
переживаний человека. Для своевременного выявления конфликтов ребенка
требуются не только психологическая наблюдательность, владение
диагностическими методиками, но и знание психологической природы
основных проблемных форм межличностных отношений. В
этой части пособия будут рассмотрены наиболее типичные для дошкольников
варианты конфликтных отношений ребенка к сверстникам (повышенная
агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность
дошкольников). С опорой на специальные психологические исследования
будут рассмотрены поведенческая картина этих проблемных форм и
психологические особенности детей с трудностями в межличностных
отношениях. |