Основная задача следующего этапа – научить
ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Правила игр третьего этапа задаются так, что для достижения определенной
цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это
требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых,
умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других
детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого,
сплоченности действий и возникновению чувства общности. Сороконожка Взрослый
рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить
сороконожке, ведь у нее целых сорок ножек! Всегда есть опасность
запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на
четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готово? Тогда начинаем
двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь – чуть
быстрее». Взрослый помогает детям построиться друг за другом,
направляет движение сороконожки. Затем взрослый говорит: «Ох, как устала
наша сороконожка, она буквально падает от усталости». Дети, по-прежнему
держа соседей за плечи, падают на ковер. Отдохнув, сороконожка
продолжает свой путь. Лепим скульптуры Взрослый
помогает детям разделиться на пары, а затем говорит: «Пусть один из вас
будет скульптором, а другой – глиной. Глина очень мягкий и послушный
материал». Каждой паре дают фотографии с изображением людей в различных
позах. Взрослый просит внимательно посмотреть на фотографию и
попробовать вылепить из своего партнера точно такую же статую. При этом
не разрешается разговаривать, ведь глина не знает языка и не может
понимать людей. Для начала взрослый выбирает любого ребенка и начинает
лепить из него скульптуру, предварительно показав всей группе фотографию
своей будущей статуи. После этого дети лепят самостоятельно, взрослый
следит за игрой и подходит к ребятам, у которых что-то не получается.
Затем дети показывают свои скульптуры воспитателю и остальным парам.
Взрослый вновь раздает фотографии, и дети меняются ролями. Составные фигуры Взрослый
рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Тот из вас, кто был в цирке
или в зоопарке, наверняка видел там слона. А кто не был – видел его
изображение на картинке в книжке. Давайте попробуем его изобразить.
Сколько у него ног? Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто
будет хоботом?» и т. д. Таким образом выбираются дети, каждый из которых
будет изображать какую-нибудь часть тела слона. Взрослый помогает детям
расположиться на полу в правильном порядке. Впереди – хобот, за ним –
голова, по бокам – уши и т. д. Когда слон составлен, взрослый предлагает
ему пройтись по комнате: каждая часть должна соблюдать очередность
движений. Такими составляемыми фигурами могут быть любые животные
(дракон, собака и пр.). Если детей в группе много, можно усложнить игру и
составить двух животных, которые могут общаться: жать друг другу лапы,
обнюхивать друг друга, вилять при встрече хвостами и т. д. Живые картины Взрослый
делит группу на несколько подгрупп. В каждой подгруппе взрослый
назначает художника, которому дает репродукцию какой-либо сюжетной
картины и просит никому ее не показывать. Задача художника – расположить
детей в соответствии с картиной и показать каждому из них, какую позу
он должен принять, не произнесло при этом ни одного слова. Перед началом
игры взрослый сам рисует картину с помощью нескольких детей и
показывает ее всей группе. Затем детям предлагается играть
самостоятельно. Когда картины готовы, художники показывают репродукции
остальным участникам подгрупп. Затем можно устроить вернисаж: каждая
подгруппа будет показывать свою картину остальным детям. Взрослый следит
за ходом игры и помогает детям, столкнувшимся с трудностями. Слепой и поводырь Взрослый
помогает детям разделиться на пары. Одному из детей взрослый завязывает
платком глаза, он – слепой, его партнер – поводырь. Поводырь должен
провести слепого через различные препятствия, которые заранее созданы из
стульев, столов, коробок и т. п. Цель поводыря – провести своего
«слепого» товарища по комнате так, чтобы он не споткнулся и не упал.
После прохождения маршрута дети меняются ролями. Взрослый вместе с
остальными детьми следит за ходом игры, помогает в случаях, когда
возникают затруднения. На тропинке На
полу или на асфальте чертится узкая полоска. Взрослый обращает внимание
детей на полоску: «Это – узенькая тропинка на заснеженной дороге, по
ней одновременно может идти только один человек. Сейчас вы разделитесь
на пары, каждый из вас встанет по разные стороны тропинки. Ваша задача –
пойти одновременно навстречу друг другу и встать на противоположную
сторону тропинки, ни разу не заступив за черту. Переговариваться при
этом бесполезно: метет метель, ваши слова уносит ветер, и они не
долетают до товарища». Взрослый помогает детям разбиться на пары и
наблюдает вместе с остальными детьми за тем, как по тропинке проходит
очередная пара. Успешное выполнение этого задания возможно только в том
случае, если один из партнеров уступит дорогу своему товарищу. Мостик Задание
такое же, как и в предыдущей игре, только одному из детей в паре
взрослый завязывает глаза, а другой ребенок должен вести его так, чтобы
его «слепой» партнер не упал в «воду». Лабиринт Из стульев, повернутых друг к другу спинками, взрослый расставляет на полу запутанный лабиринт с узкими проходами. Затем
говорит: «Сейчас вам предстоит пройти весь лабиринт. Но это не простой
лабиринт: его можно пройти вдвоем только повернувшись друг к другу
лицом. Если вы хоть раз обернетесь или расцепите руки, двери
захлопнутся, и вы не сможете больше выбраться наружу». Дети делятся на
пары, становятся друг к другу лицом, обнимаются и начинают медленно
проходить лабиринт. При этом первый ребенок идет как бы спиной,
повернувшись лицом к партнеру. После того как первая пара прошла весь
лабиринт, движение начинает вторая пара. Дети вместе с взрослым следят
за ходом игры. Путанка Дети
стоят в кругу, взявшись за руки. Взрослый говорит: «Держите друг друга
за руки очень крепко и ни в коем случае не разжимайте рук. Сейчас вы
закроете глаза, а я вас запутаю. Вы должны будете распутаться, ни разу
не разорвав ваш круг». Дети закрывают глаза, взрослый запутывает их:
поворачивает детей спиной друг к другу, просит перешагнуть через
сцепленные руки соседей и т. д. Таким образом, когда дети открывают
глаза, вместо круга получается куча-мала. Дети должны распутаться, не
разнимая рук. Божья коровка Взрослый
собирает детей вокруг себя и говорит: «Давайте представим, что мы
поймали божью коровку. Вот она, у меня в руках. Хотите посмотреть? Я
могу передать ее своему соседу, а он – своему. Но это не простая божья
коровка, а волшебная. Каждый раз, когда ее передают другому, она
увеличивается в размерах в два раза. Так что когда мы передадим ее по
кругу, она уже будет во-о-от такая большая. Будьте очень осторожны с
ней, погладьте ее по крылышкам, приласкайте ее, старайтесь не сделать ей
больно, но помните, что с каждым разом она становится все больше и
больше, все тяжелее и тяжелее». Взрослый держит в руках воображаемую
божью коровку, поглаживает ее, показывает остальным детям, затем
передает ее соседу. Божья коровка передается по кругу, взрослый все
время напоминает детям о том, что она увеличивается. После того как
божья коровка попадает в руки последнему ребенку, взрослый удивляется,
как выросла божья коровка в руках детей, подходит вместе с ними к окну и
выпускает ее на улицу. Часы Несколько
циферблатов рисуют на асфальте или обозначают на полу. Взрослый делит
группу на подгруппы по четыре человека, затем говорит: «Все вы знаете,
что такое часы и часто ими пользуетесь, не задумываясь, как они
действуют. А ведь кроме кукушки в них живут маленькие человечки, которые
двигают стрелки. Самый маленький и быстрый двигает секундную стрелку,
другой, что побольше и помедленней, – минутную, а самый большой и
медленный управляет часовой стрелкой. Давайте поиграем в часы.
Распределите между собой роли, пусть кто-то будет стрелками, а кто-то –
кукушкой. Потом у вас будет возможность поменяться ролями. Помните, что
минутная стрелка может сделать один шаг лишь после того, как секундная
пробежала целый круг. Часовая стрелка движется очень медленно, а кукушка
может куковать только тогда, когда минутная стрелка достигнет цифры
двенадцать». Взрослый подходит к каждой группе, помогает распределить
роли. Игра заканчивается тогда, когда часовая стрелка подойдет к своей
цифре и прокукует кукушка, поэтому лучше называть время, приближающееся к
этому часу (например, 11.55; 16.53; 18.56 и т. д.). Затем дети меняются
ролями. Заводные игрушки Взрослый
просит детей распределиться на пары: «Пусть один из вас будет заводной
игрушкой, а другой – ее хозяином. Потом вы поменяетесь ролями. У каждого
хозяина будет пульт управления, которым он может управлять. Игрушки
будут двигаться по комнате и следить за командами своего хозяина, а
хозяин должен будет ими управлять, следя за тем, чтобы его игрушка не
столкнулась с остальными. Даю вам две минуты для того, чтобы
договориться, кто из вас будет игрушкой, какой именно игрушкой он будет,
и порепетировать управление пультом». Пары двигаются по комнате на
небольшом расстоянии друг от друга, ребенок-игрушка следит за руками
ребенка-хозяина и двигается в соответствии с движениями
«пульта-управления». Затем дети меняются ролями. Змейка Дети
стоят друг за другом. Взрослый предлагает им поиграть в змейку: «Я буду
головой, а вы – туловищем. У нас на пути будет много препятствий.
Внимательно следите за мной и в точности повторяйте мои движения. Когда я
буду обходить препятствия, обходите их точно за мной, когда я буду
перепрыгивать через ямы, пусть каждый из вас, когда доползет до нее,
перепрыгнет так же, как я. Готовы? Тогда поползли». Когда дети освоились
с упражнением, взрослый переходит в хвост змейки, а ребенок, который
был за ним, становится следующим ведущим. Затем по команде воспитателя
его сменяет новый ведущий, и так до тех пор, пока все дети по очереди не
побывают в роли ведущего. Сиамские близнецы Взрослый
собирает детей вокруг себя и говорит: «В одной стране жил-был злой
волшебник, любимым занятием которого было всех ссорить. Но люди в этой
стране были очень дружными. Тогда он разозлился и решил их заколдовать.
Он соединил каждого человека с его другом так, что они превращались в
одно целое. Они прирастали друг к другу бок о бок, и у них на двоих было
всего две руки, две ноги и т. д. Давайте поиграем в таких заколдованных
друзей. Разделитесь на пары, крепко обнимите друг друга одной рукой и
считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого.
Ходить сложно, ведь ноги тоже срослись, так что приходится шагать как
одному существу. Сначала – шаг двумя сросшимися ногами, потом – единый
шаг двумя боковыми ногами (взрослый выбирает двоих детей и показывает
остальным, как они могут ходить). Пройдитесь по комнате, привыкнете друг
к другу. Привыкли? Попробуйте позавтракать. Садитесь за стол. Помните,
что у вас на двоих всего две руки. В одну руку берите нож, в другую –
вилку. Режьте и ешьте, кладите кусочки в каждый рот по очереди. Помните,
что нужно быть внимательным к действиям вашего друга, иначе ничего не
получится». Если детям нравится игра, можно предложить им вместе
умыться, причесаться, сделать зарядку и пр. Пианино Взрослый
делит детей на две подгруппы по восемь человек. Каждый из семи человек –
нота (до, ре, ми, фа…). Один человек – пианист. Когда пианист называет
ноту, ребенок, чью ноту он назвал, должен присесть на корточки. Сначала
пианист играет гаммы, а затем называет ноты в произвольном порядке,
потом дети меняются ролями, и пианистом становится другой ребенок.
Взрослый следит за ходом игры, помогает детям разобраться, если им
что-нибудь непонятно. Точность пропевания нот в данной игре не имеет
значения. Марионетки Взрослый
собирает детей вокруг себя и показывает им марионетку: «Сегодня мы с
вами устроим кукольный спектакль с марионетками. Видите, я дергаю за
ниточку, и кукла поднимает руку, дергаю за другую ниточку, и она
поднимает ногу». Взрослый делит группу на несколько подгрупп. В каждой
подгруппе выбирается ребенок-марионетка. К его рукам и ногам взрослый
привязывает не очень толстые веревочки и отдает их остальным участникам
подгруппы. «Помните, что марионетки очень послушные и слушаются каждого
движения человека. Порепетируйте в своих группах и привыкните
действовать согласованно». Взрослый подходит к каждой группе и смотрит,
правильно ли они действуют. Затем взрослый предлагает
куклам-марионеткам, которых двигают другие дети, встретиться, погулять,
взявшись за руки, сделать зарядку и пр. Надувная кукла Взрослый
разбивает детей на пары. Один – надувная кукла, из которой выпущен
воздух, лежит на полу в расслабленной позе (согнуты колени, руки, голова
опущена). Другой – накачивает куклу воздухом с помощью насоса: ритмично
наклоняется вперед, на выдох произносит: «С-с-с». Кукла медленно
наполняется воздухом, распрямляется, твердеет – она надута. Затем
куклу сдувают, не сильно нажав ей на живот, воздух постепенно выходит
из нее со звуком «с-с-с», она опять опадает. Затем дети меняются ролями. |