| Основная задача следующего этапа – научить 
ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. 
Правила игр третьего этапа задаются так, что для достижения определенной
 цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это 
требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых,
 умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других 
детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, 
сплоченности действий и возникновению чувства общности. Сороконожка Взрослый
 рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить 
сороконожке, ведь у нее целых сорок ножек! Всегда есть опасность 
запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на 
четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готово? Тогда начинаем 
двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь – чуть
 быстрее». Взрослый помогает детям построиться друг за другом, 
направляет движение сороконожки. Затем взрослый говорит: «Ох, как устала
 наша сороконожка, она буквально падает от усталости». Дети, по-прежнему
 держа соседей за плечи, падают на ковер. Отдохнув, сороконожка 
продолжает свой путь. Лепим скульптуры Взрослый
 помогает детям разделиться на пары, а затем говорит: «Пусть один из вас
 будет скульптором, а другой – глиной. Глина очень мягкий и послушный 
материал». Каждой паре дают фотографии с изображением людей в различных 
позах. Взрослый просит внимательно посмотреть на фотографию и 
попробовать вылепить из своего партнера точно такую же статую. При этом 
не разрешается разговаривать, ведь глина не знает языка и не может 
понимать людей. Для начала взрослый выбирает любого ребенка и начинает 
лепить из него скульптуру, предварительно показав всей группе фотографию
 своей будущей статуи. После этого дети лепят самостоятельно, взрослый 
следит за игрой и подходит к ребятам, у которых что-то не получается. 
Затем дети показывают свои скульптуры воспитателю и остальным парам. 
Взрослый вновь раздает фотографии, и дети меняются ролями. Составные фигуры Взрослый
 рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Тот из вас, кто был в цирке 
или в зоопарке, наверняка видел там слона. А кто не был – видел его 
изображение на картинке в книжке. Давайте попробуем его изобразить. 
Сколько у него ног? Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто 
будет хоботом?» и т. д. Таким образом выбираются дети, каждый из которых
 будет изображать какую-нибудь часть тела слона. Взрослый помогает детям
 расположиться на полу в правильном порядке. Впереди – хобот, за ним – 
голова, по бокам – уши и т. д. Когда слон составлен, взрослый предлагает
 ему пройтись по комнате: каждая часть должна соблюдать очередность 
движений. Такими составляемыми фигурами могут быть любые животные 
(дракон, собака и пр.). Если детей в группе много, можно усложнить игру и
 составить двух животных, которые могут общаться: жать друг другу лапы, 
обнюхивать друг друга, вилять при встрече хвостами и т. д. Живые картины Взрослый
 делит группу на несколько подгрупп. В каждой подгруппе взрослый 
назначает художника, которому дает репродукцию какой-либо сюжетной 
картины и просит никому ее не показывать. Задача художника – расположить
 детей в соответствии с картиной и показать каждому из них, какую позу 
он должен принять, не произнесло при этом ни одного слова. Перед началом
 игры взрослый сам рисует картину с помощью нескольких детей и 
показывает ее всей группе. Затем детям предлагается играть 
самостоятельно. Когда картины готовы, художники показывают репродукции 
остальным участникам подгрупп. Затем можно устроить вернисаж: каждая 
подгруппа будет показывать свою картину остальным детям. Взрослый следит
 за ходом игры и помогает детям, столкнувшимся с трудностями. Слепой и поводырь Взрослый
 помогает детям разделиться на пары. Одному из детей взрослый завязывает
 платком глаза, он – слепой, его партнер – поводырь. Поводырь должен 
провести слепого через различные препятствия, которые заранее созданы из
 стульев, столов, коробок и т. п. Цель поводыря – провести своего 
«слепого» товарища по комнате так, чтобы он не споткнулся и не упал. 
После прохождения маршрута дети меняются ролями. Взрослый вместе с 
остальными детьми следит за ходом игры, помогает в случаях, когда 
возникают затруднения. На тропинке На
 полу или на асфальте чертится узкая полоска. Взрослый обращает внимание
 детей на полоску: «Это – узенькая тропинка на заснеженной дороге, по 
ней одновременно может идти только один человек. Сейчас вы разделитесь 
на пары, каждый из вас встанет по разные стороны тропинки. Ваша задача –
 пойти одновременно навстречу друг другу и встать на противоположную 
сторону тропинки, ни разу не заступив за черту. Переговариваться при 
этом бесполезно: метет метель, ваши слова уносит ветер, и они не 
долетают до товарища». Взрослый помогает детям разбиться на пары и 
наблюдает вместе с остальными детьми за тем, как по тропинке проходит 
очередная пара. Успешное выполнение этого задания возможно только в том 
случае, если один из партнеров уступит дорогу своему товарищу. Мостик Задание
 такое же, как и в предыдущей игре, только одному из детей в паре 
взрослый завязывает глаза, а другой ребенок должен вести его так, чтобы 
его «слепой» партнер не упал в «воду». Лабиринт Из стульев, повернутых друг к другу спинками, взрослый расставляет на полу запутанный лабиринт с узкими проходами. Затем
 говорит: «Сейчас вам предстоит пройти весь лабиринт. Но это не простой 
лабиринт: его можно пройти вдвоем только повернувшись друг к другу 
лицом. Если вы хоть раз обернетесь или расцепите руки, двери 
захлопнутся, и вы не сможете больше выбраться наружу». Дети делятся на 
пары, становятся друг к другу лицом, обнимаются и начинают медленно 
проходить лабиринт. При этом первый ребенок идет как бы спиной, 
повернувшись лицом к партнеру. После того как первая пара прошла весь 
лабиринт, движение начинает вторая пара. Дети вместе с взрослым следят 
за ходом игры. Путанка Дети
 стоят в кругу, взявшись за руки. Взрослый говорит: «Держите друг друга 
за руки очень крепко и ни в коем случае не разжимайте рук. Сейчас вы 
закроете глаза, а я вас запутаю. Вы должны будете распутаться, ни разу 
не разорвав ваш круг». Дети закрывают глаза, взрослый запутывает их: 
поворачивает детей спиной друг к другу, просит перешагнуть через 
сцепленные руки соседей и т. д. Таким образом, когда дети открывают 
глаза, вместо круга получается куча-мала. Дети должны распутаться, не 
разнимая рук. Божья коровка Взрослый
 собирает детей вокруг себя и говорит: «Давайте представим, что мы 
поймали божью коровку. Вот она, у меня в руках. Хотите посмотреть? Я 
могу передать ее своему соседу, а он – своему. Но это не простая божья 
коровка, а волшебная. Каждый раз, когда ее передают другому, она 
увеличивается в размерах в два раза. Так что когда мы передадим ее по 
кругу, она уже будет во-о-от такая большая. Будьте очень осторожны с 
ней, погладьте ее по крылышкам, приласкайте ее, старайтесь не сделать ей
 больно, но помните, что с каждым разом она становится все больше и 
больше, все тяжелее и тяжелее». Взрослый держит в руках воображаемую 
божью коровку, поглаживает ее, показывает остальным детям, затем 
передает ее соседу. Божья коровка передается по кругу, взрослый все 
время напоминает детям о том, что она увеличивается. После того как 
божья коровка попадает в руки последнему ребенку, взрослый удивляется, 
как выросла божья коровка в руках детей, подходит вместе с ними к окну и
 выпускает ее на улицу. Часы Несколько
 циферблатов рисуют на асфальте или обозначают на полу. Взрослый делит 
группу на подгруппы по четыре человека, затем говорит: «Все вы знаете, 
что такое часы и часто ими пользуетесь, не задумываясь, как они 
действуют. А ведь кроме кукушки в них живут маленькие человечки, которые
 двигают стрелки. Самый маленький и быстрый двигает секундную стрелку, 
другой, что побольше и помедленней, – минутную, а самый большой и 
медленный управляет часовой стрелкой. Давайте поиграем в часы. 
Распределите между собой роли, пусть кто-то будет стрелками, а кто-то – 
кукушкой. Потом у вас будет возможность поменяться ролями. Помните, что 
минутная стрелка может сделать один шаг лишь после того, как секундная 
пробежала целый круг. Часовая стрелка движется очень медленно, а кукушка
 может куковать только тогда, когда минутная стрелка достигнет цифры 
двенадцать». Взрослый подходит к каждой группе, помогает распределить 
роли. Игра заканчивается тогда, когда часовая стрелка подойдет к своей 
цифре и прокукует кукушка, поэтому лучше называть время, приближающееся к
 этому часу (например, 11.55; 16.53; 18.56 и т. д.). Затем дети меняются
 ролями. Заводные игрушки Взрослый
 просит детей распределиться на пары: «Пусть один из вас будет заводной 
игрушкой, а другой – ее хозяином. Потом вы поменяетесь ролями. У каждого
 хозяина будет пульт управления, которым он может управлять. Игрушки 
будут двигаться по комнате и следить за командами своего хозяина, а 
хозяин должен будет ими управлять, следя за тем, чтобы его игрушка не 
столкнулась с остальными. Даю вам две минуты для того, чтобы 
договориться, кто из вас будет игрушкой, какой именно игрушкой он будет,
 и порепетировать управление пультом». Пары двигаются по комнате на 
небольшом расстоянии друг от друга, ребенок-игрушка следит за руками 
ребенка-хозяина и двигается в соответствии с движениями 
«пульта-управления». Затем дети меняются ролями. Змейка Дети
 стоят друг за другом. Взрослый предлагает им поиграть в змейку: «Я буду
 головой, а вы – туловищем. У нас на пути будет много препятствий. 
Внимательно следите за мной и в точности повторяйте мои движения. Когда я
 буду обходить препятствия, обходите их точно за мной, когда я буду 
перепрыгивать через ямы, пусть каждый из вас, когда доползет до нее, 
перепрыгнет так же, как я. Готовы? Тогда поползли». Когда дети освоились
 с упражнением, взрослый переходит в хвост змейки, а ребенок, который 
был за ним, становится следующим ведущим. Затем по команде воспитателя 
его сменяет новый ведущий, и так до тех пор, пока все дети по очереди не
 побывают в роли ведущего. Сиамские близнецы Взрослый
 собирает детей вокруг себя и говорит: «В одной стране жил-был злой 
волшебник, любимым занятием которого было всех ссорить. Но люди в этой 
стране были очень дружными. Тогда он разозлился и решил их заколдовать. 
Он соединил каждого человека с его другом так, что они превращались в 
одно целое. Они прирастали друг к другу бок о бок, и у них на двоих было
 всего две руки, две ноги и т. д. Давайте поиграем в таких заколдованных
 друзей. Разделитесь на пары, крепко обнимите друг друга одной рукой и 
считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого.
 Ходить сложно, ведь ноги тоже срослись, так что приходится шагать как 
одному существу. Сначала – шаг двумя сросшимися ногами, потом – единый 
шаг двумя боковыми ногами (взрослый выбирает двоих детей и показывает 
остальным, как они могут ходить). Пройдитесь по комнате, привыкнете друг
 к другу. Привыкли? Попробуйте позавтракать. Садитесь за стол. Помните, 
что у вас на двоих всего две руки. В одну руку берите нож, в другую – 
вилку. Режьте и ешьте, кладите кусочки в каждый рот по очереди. Помните,
 что нужно быть внимательным к действиям вашего друга, иначе ничего не 
получится». Если детям нравится игра, можно предложить им вместе 
умыться, причесаться, сделать зарядку и пр. Пианино Взрослый
 делит детей на две подгруппы по восемь человек. Каждый из семи человек –
 нота (до, ре, ми, фа…). Один человек – пианист. Когда пианист называет 
ноту, ребенок, чью ноту он назвал, должен присесть на корточки. Сначала 
пианист играет гаммы, а затем называет ноты в произвольном порядке, 
потом дети меняются ролями, и пианистом становится другой ребенок. 
Взрослый следит за ходом игры, помогает детям разобраться, если им 
что-нибудь непонятно. Точность пропевания нот в данной игре не имеет 
значения. Марионетки Взрослый
 собирает детей вокруг себя и показывает им марионетку: «Сегодня мы с 
вами устроим кукольный спектакль с марионетками. Видите, я дергаю за 
ниточку, и кукла поднимает руку, дергаю за другую ниточку, и она 
поднимает ногу». Взрослый делит группу на несколько подгрупп. В каждой 
подгруппе выбирается ребенок-марионетка. К его рукам и ногам взрослый 
привязывает не очень толстые веревочки и отдает их остальным участникам 
подгруппы. «Помните, что марионетки очень послушные и слушаются каждого 
движения человека. Порепетируйте в своих группах и привыкните 
действовать согласованно». Взрослый подходит к каждой группе и смотрит, 
правильно ли они действуют. Затем взрослый предлагает 
куклам-марионеткам, которых двигают другие дети, встретиться, погулять, 
взявшись за руки, сделать зарядку и пр. Надувная кукла Взрослый
 разбивает детей на пары. Один – надувная кукла, из которой выпущен 
воздух, лежит на полу в расслабленной позе (согнуты колени, руки, голова
 опущена). Другой – накачивает куклу воздухом с помощью насоса: ритмично
 наклоняется вперед, на выдох произносит: «С-с-с». Кукла медленно 
наполняется воздухом, распрямляется, твердеет – она надута. Затем
 куклу сдувают, не сильно нажав ей на живот, воздух постепенно выходит 
из нее со звуком «с-с-с», она опять опадает. Затем дети меняются ролями. |