На данном этапе становится возможным
использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления
сопереживания. Многие педагогические программы по развитию межличностных
отношений целиком базируются на играх и занятиях, провоцирующих
взаимопомощь. Однако, как показывает практика, использование подобных
игр без предварительной подготовки приводит к тому, что мотивация помощи
другим детям носит не бескорыстный, а, скорее, прагматический или
нормативный характер: помогаю, потому что за это хвалят взрослые или
потому что взрослый сказал, что нужно помогать. Для того чтобы дети
действительно хотели помочь окружающим, необходимо предварительно
создать в группе благоприятный климат, атмосферу непосредственного
свободного общения и эмоциональной близости. Итак,
на четвертом этапе дети переживали сближавшие их общие и одинаковые
чувства. Игры пятого этапа не только требуют от детей сопереживания
другому, но и дают им возможность помочь и поддержать сверстника. Причем
в некоторых ситуациях ребенок может проявить помощь не только в игре,
но и в реальной жизни: дети помогают воспитателям покормить обедом
младшую группу, одеть маленьких на прогулку и т. д. Бабушки и дедушки Взрослый
делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки
(внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не
слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого – перейти
через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести
бабушек и дедушек через дорогу так, чтобы их не сбила машина. Улицу
изображают мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают
туда-сюда по «улице». «Поводырям» нужно уберечь «старичков» от «машин»,
провести через опасную дорогу, показать «доктору» (роль которого играет
один из детей), купить лекарство и привести по той же дороге домой. Живые куклы Взрослый
разбивает группу на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают.
Они умеют говорить, бегать просить о чем-либо и пр. Давайте представим,
что один из вас – ребенок, а другой – его кукла-девочка или
кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин – выполнять ее
просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле
ручки, покормить, погулять, уложить спать и т. п. При этом взрослый
предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не
заставлять ее делать того, чего она не хочет. Когда дети примут игровую
ситуацию и увлекутся, они могут продолжить играть сами. В следующей игре
они должны будут поменяться ролями. Шляпа волшебника Для
игры необходимы разноцветные карточки и шляпа. Взрослый раздает детям
по три разноцветные карточки, сажает детей вокруг себя и говорит: «На
свете живет добрый волшебник, который лечит больных детей. Он прилетает к
больному, надевает ему на голову свою волшебную шляпу, и ребенок
моментально выздоравливает. К вам он тоже прилетает, только вы его не
видите, потому что он невидимка. Но вот беда, этот волшебник – ужасный
растеряша. Вот и теперь он потерял свою шляпу и ищет ее уже вторые
сутки, а она лежит у нас с вами (взрослый показывает детям шляпу). Есть
только один способ вернуть ее владельцу. Хотите помочь волшебнику и всем
больным детям заодно? Нужно заполнить его шляпу вашими цветными
карточками, и тогда, пролетая мимо, он заметит ее. Но есть одно условие:
чтобы шляпа не потеряла свою лечебную силу, разноцветные карточки
нельзя класть просто так. Каждый из вас должен в чем-то обязательно
помочь другому (поделиться своей игрушкой, сказать добрые слова, помочь
смастерить что-то и пр.) и только после этого положить свою карточку,
иначе шляпа не будет больше лечить детей». В течение дня взрослый
напоминает детям о том, что к вечеру шляпа должна быть наполнена
цветными карточками, а класть их можно только после того, как ребенок
помог сверстнику. Вечером взрослый опять собирает детей и торжественно
ставит шляпу на подоконник, чтобы ночью волшебник нашел ее. Заблудившийся ребенок Взрослый
собирает детей вокруг себя и говорит: «Сегодня мы с вами поиграем в
зверей в лесу. Каждый из вас будет тем зверем, каким он захочет. А один
из вас будет ребенком. С утра ребенок пошел с мамой в лес, и сам не
заметил, как упустил ее из виду и заблудился. Так он и пробродил в лесу
весь день, пока, усталый и перепуганный, не сел под дерево и не
заплакал. Тут-то его и обнаружили звери. Они очень удивились, ведь до
этого ни один из них не видел живого человека. Но ребенок так горько
плакал, что зверям стало жалко его и, посовещавшись, они решили помочь
этому странному существу. Они стали гладить его, чтобы утешить,
построили ему домик из ветвей деревьев и камней, чтобы он смог
переночевать в нем, спели ему колыбельную песенку на своем зверином
языке, а наутро проводили его к дороге, ведущей домой». После рассказа
взрослый организует сюжетно-ролевую игру: напоминает детям, что они не
знают человеческого языка и поэтому не могут разговаривать, помогает
построить дом из воображаемых веток и камней, сообщает о наступлении
ночи и приходе утра и т. д. Игру можно повторять, при этом желательно на
роль потерявшегося ребенка назначать проблемных – агрессивных или,
наоборот, замкнутых – детей. День помощника Взрослый
собирает с утра всю группу и говорит: «Сегодня у нас с вами необычный
день. Мы будем помогать друг другу, но так, чтобы это не было заметно.
Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он будет сегодня
стараться помочь во всем. Не говорите об этом больше никому. Вечером мы с
вами снова соберемся вместе, и вы попробуете догадаться, кто же вам
сегодня помогал, и поблагодарите его». В течение дня взрослый напоминает
детям о задании. Вечером он вновь собирает группу и просит каждого
ребенка по очереди рассказать о том, как и кто помогал ему. Как
мы уже подчеркивали, на данном этапе необходимо создавать ситуации, в
которых дети смогут проявить помощь в контексте реальной жизни. Дети
очень любят помогать маленьким, чувствуют себя при этом взрослыми и
сильными. Можно попросить их помочь воспитателю младшей группы одеть
малышей на прогулку или накрыть на стол и рассадить маленьких за столы.
Если дети хорошо справятся с подобными заданиями, попросите их заменить
воспитателя младшей группы до обеда. Пусть ваши дети проведут в младшей
группе время до тихого часа, помогая малышам заниматься, играть,
собираться и одеваться на прогулку, обедать и, наконец, укладываться
спать. Такая забота о других, участие в
нуждах сверстника, помощь слабому и радость за него порождают чувство
причастности к другому и способствуют развитию сопереживания и
сорадования. |