На данном этапе проводятся игры-занятия,
предполагающие различные формы просоциального поведения: дети должны
делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной
деятельности. Нередко программы по
нравственному развитию предлагают начинать с организации совместной
деятельности, когда дети объединяются друг с другом в процессе
выполнения определенного задания. Общение в таком случае строится по
поводу какого-нибудь предмета, что исключает возможность
непосредственного взаимодействия и может провоцировать повышение
демонстративности и конкурентности. На
самом деле занятия на совместную деятельность целесообразно проводить
только тогда, когда между детьми уже установлены доброжелательные и
неконфликтные отношения. Кроме того, на этом этапе впервые вводится
соревновательный момент, причем дети соревнуются не ради собственного
успеха, а за успех другого. Такие формы совместной деятельности
способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и
замыслы другого и радоваться его успеху. Все это отодвигает
соревновательный момент на второй план. Закончи рисунок Дети
сидят в кругу. У каждого – набор фломастеров или карандашей и листок
бумаги. Взрослый говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою
картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою
незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу
картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И
так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать в начале,
не вернется к вам». Дети начинают рисовать любую картинку, затем по
хлопку воспитателя передают ее одному соседу и одновременно получают от
другого соседа его картинку. После того как картинки обошли полный круг и
вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в
результате получилось и кто из ребят что нарисовал на каждом рисунке.
Такое же задание можно организовать на материале лепки или аппликации. Рукавички Для
игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным
узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар
участников игры. Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и
предлагается найти свою пару, то есть рукавичку с точно таким же
узором. Одинаковых половинок две, они образуют пару. Дети ходят по
комнате и ищут свою пару. После того как каждая пара рукавичек
встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить одинаково
рукавички, причем им дается только три карандаша разного цвета. Угадай-ка Дети
разбиваются на пары или тройки. «Сейчас мы с вами поиграем в игру
„Угадай-ка", – говорит взрослый. – Вы договоритесь между собой, какой
рисунок выложить на дощечке. Чтобы никто не услышал, надо подвинуться
друг к другу ближе, обнять за плечи, наклониться и говорить шепотом.
Потом вы все вместе выкладываете свой общий рисунок, а когда он будет
готов, остальные попытаются угадать, что вы изобразили». Дети
договариваются друг с другом о сюжете рисунка, выкладывают его. После
этого вся группа угадывает, какой рисунок задумали ребята. Подобное
задание того же типа можно провести на материале рисунка или аппликации. Мастер и подмастерья Взрослый
делит группу на подгруппы по три-четыре человека. Один ребенок –
мастер, остальные – подмастерья. Взрослый говорит: «В нашем городе
объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие
самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья,
которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликацию
старайтесь делать как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и
распределяет обязанности: один вырезает детали нужной формы, другой –
ищет нужные цвета, третий – намазывает клей. Мастер будет наклеивать
детали на лист бумаги». После того как работы готовы, можно устроить
выставку. Общая картина Взрослый
приносит большой лист ватмана и говорит: «Помните, мы с вами играли в
зверей в лесу? В нашем лесу жили добрые животные, которые друг друга
очень любили, всегда были готовы прийти на помощь другому и никогда не
ссорились. Сегодня мы с вами все вместе нарисуем этот лес и всех его
обитателей, ведь мы так на них похожи: мы тоже любим друг друга, всегда
помогаем и никогда друг с другом не ссоримся!» |