Главной целью этого этапа является отказ от
привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия.
Общее правило для всех игр – запрещение разговоров между детьми. Таким
образом можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. д. В
каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники
могут обмениваться при общении. Кроме того, в игры не вводится никаких
предметных атрибутов (посуды, костюмов и т. д.). Если в группе есть
ребенок, который ни за что не соглашается отложить свою любимую игрушку
во время занятий, можно предложить ему посадить игрушку рядом с собой в
качестве полноценного участника общей игры, но с условием, что он будет
уделять ей столько же внимания, сколько остальным ребятам. Как
показывает практика, дети быстро забывают об игрушке, увлекшись игрой. Современные
дети в большинстве своем не привыкли к свободному взаимодействию. Набор
игр, в которые они играют, как правило, весьма ограничен и традиционен:
«дочки-матери», постройки из кубиков, «больница». Для преодоления
сложившихся игровых стереотипов мы предлагаем игры с необычными
сюжетами, в которых дети могут выбирать для себя любые роли, где все
равны и каждый может делать то, что он хочет. Взрослый
играет вместе с детьми, показывая образцы игровых действий. В игру
приглашаются только желающие. В случае если дети не присоединяются,
взрослый не настаивает, но стремится ненавязчиво заинтересовать их и
привлечь к общей игре. Если в начале игры в ней участвует всего
несколько детей, то к концу занятия к игре обычно присоединяится
большинство детей, а ко второму-третьему занятию – вся группа.
Остановимся на конкретном описании игр, используемых на первом этапе. Жизнь в лесу Взрослый
садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в
животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но им надо как-то
общаться, поэтому они придумали свой особый язык. Когда они хотят
поздороваться, то трутся друг о друга носами (взрослый показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку); когда хотят спросить, как дела, хлопают своей ладонью по ладони другого (показывает); когда
хотят сказать, что все хорошо, кладут голову на плечо другому; когда
хотят выразить другому свою дружбу и любовь – трутся о него головой (показывает). Готовы? Тогда – начали. Сейчас – утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко». Дальнейший
ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный
ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные
ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При
этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой,
подбадривать новых участников и не принуждать детей играть. Если дети
начинают разговаривать, взрослый подходит к ним и, прикладывая палец к
губам, напоминает, что звери в лесу не умеют разговаривать. Птенцы «Вы
знаете, как появляются на свет птенцы? – спрашивает взрослый. – Они
долго-долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный день разбивают
эту скорлупу своими маленькими клювиками и вылезают наружу. Им
открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и
неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы. Ведь
они никогда не видели всего этого. Давайте поиграем в птенцов. Сначала
мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать скорлупку. Вот так (взрослый садится на корточки и разбивает носом невидимую скорлупу, отламывает кусочки скорлупы руками). Все
разбили? Теперь давайте исследуем окружающий мир! Потрогаем все
предметы вокруг, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют
разговаривать, они только пищат». Взрослый оглядывается вокруг, ползает
вместе с детьми по полу, трогает предметы, подходит к каждому ребенку,
дотрагивается до него, поглаживает, пищит вместе с ним, радостно хлопает
крылышками. Волны Взрослый
собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие
волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас
превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так
же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться – как волны, когда они
искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди
искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его
и, поглаживая, тихонько журчат. Муравьи Взрослый
рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Приходилось ли кому-нибудь из
вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых
иголок, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без
дела, каждый муравьишка занят своей работой: кто-то таскает иголки для
укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так –
всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьи
собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так
крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда
приходит весна и первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться
сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается и, прежде чем начать
свою привычную трудовую жизнь, муравьи устраивают огромный пир. Давайте
сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьи
приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о
том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют,
поэтому они общаются жестами». Дети вместе с взрослым ложатся на пол и
«спят», затем просыпаются: протирают глаза, оглядываются вокруг,
потягиваются, поглаживают соседей, прохаживаются по комнате и
приветствуют каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинают танцевать
муравьиный танец и пр. Ожившие игрушки Собрав
детей вокруг себя на полу, взрослый говорит: «Вы наверняка слышали о
том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают
ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую
любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она
делает ночью. Готово? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой
игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками.
Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы
попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». Взрослый
изображает какую-нибудь игрушку (например, солдатика, который бьет в
барабан, или неваляшку и пр.), передвигается по комнате, подходит к
каждому ребенку, осматривает его с разных сторон, здоровается с ним за
руку (или, например, отдает честь), подводит детей друг к другу и
знакомит их. После окончания игры взрослый вновь собирает детей вокруг
себя и предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут
угадать, взрослый просит ребят по одному еще раз показать свою игрушку,
пройдясь по комнате.
|