• При нормальном развитии ребенка каждая их
перечисленных форм общения складывается в определенном возрасте:
ситуативно-личностная форма общения возникает на 2-м месяце жизни и
остается единственной до 6–7 месяцев; • ситуативно-деловое
общение с взрослым формируется во втором полугодии жизни, в это время
главное для ребенка – совместная игра с предметами; это общение остается
главным примерно до 4 лет; • возрасте
4–5 лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать с
взрослым на отвлеченные темы, становится возможным
внеситуативно-познавательное общение; • в 6 лет, то есть к концу дошкольного возраста, возникает речевое общение с взрослым на личностные темы. Но
это лишь общая, усредненная возрастная последовательность, отражающая
нормальный ход развития ребенка. Отклонения от нее на незначительные
сроки (полгода или год) не должны внушать опасений. Однако в реальной
жизни достаточно часто можно наблюдать значительные отклонения. Бывает,
что дети до конца дошкольного возраста остаются на уровне
ситуативно-делового общения, то есть дошкольник хочет только играть в
игрушки, не задает вопросов и не может поддержать простого разговора.
Достаточно часто у дошкольников вообще не формируется речевое общение на
личностные темы. А в некоторых случаях у дошкольников 5 лет преобладает
ситуативно-личностное общение, которое характерно для младенцев первого
полугодия. Конечно, поведение дошкольников при этом совсем не похоже на
младенческое, однако отношение к взрослому и общение с ним у вполне
большого ребенка может быть таким же, как у младенца. Например,
дошкольник стремится только к физическому контакту с взрослым –
обнимает, целует его, замирает от блаженства, когда взрослый гладит его
по головке и пр. При этом всякий содержательный разговор или даже
совместная игра вызывают его смущение, замкнутость и даже отказ от
общения. Единственное, что ему нужно от взрослого, – его внимание и
доброжелательность. Такой тип общения нормален для младенцев, но если он
является основным для 5-летнего ребенка – это тревожный симптом,
который свидетельствует о серьезном отставании в развитии. Обычно
это отставание вызвано тем, что дети в раннем возрасте недополучили
необходимого им личностного, эмоционального общения с взрослым; оно, как
правило, наблюдается в детских домах. В нормальных условиях воспитания
это явление встречается довольно редко. А вот «застревание» на уровне
ситуативно-делового общения до конца дошкольного возраста является более
типичным. Оно заключается в том, что дети хотят только играть с
взрослым, их волнует только то, какие игрушки разрешит взять сегодня
воспитатель, какую игру он им предложит. Они с удовольствием играют с
взрослым, но избегают любого разговора на познавательные и личностные
темы. Это естественно для ребенка 1–3 лет, но у 5-6-летних детей должно
вызывать тревогу и опасения. Если до 6-летнего возраста интересы ребенка
ограничиваются предметными действиями и играми, а его высказывания
касаются только окружающих предметов и сиюминутных желаний, можно
говорить о явной задержке в развитии общения ребенка с взрослым. В
то же время в некоторых, достаточно редких случаях развитие общения
опережает возраст ребенка. Например, отдельные дети уже в 3–4 года
проявляют интерес к личностным проблемам, человеческим отношениям, любят
и могут разговаривать о том, как надо себя вести, стремятся действовать
по правилу. В таких случаях можно говорить о внеситуативно-личностном
общении уже в младшем дошкольном возрасте. Однако такое опережение также
далеко не всегда благоприятно. В тех случаях, когда
внеситуативно-личностное общение возникает сразу после
ситуативно-делового, период внеситуативно-познавательного общения
оказывается пропущенным, а значит, у ребенка не формируются
познавательные интересы и зачатки детского мировоззрения. Правильный
ход развития общения заключается в последовательном и полноценном
проживании каждой формы общения в соответствующем возрасте. Конечно,
наличие ведущей формы общения отнюдь не означает, что при этом
исключаются все другие формы взаимодействия и что ребенок, достигший,
например, внеситуативно-личностной формы общения, должен только и
делать, что разговаривать с взрослым на личностные темы. В реальной
жизни сосуществуют самые разные виды общения, которые вступают в
действие в зависимости от ситуации, – умение общаться (и у ребенка, и у
взрослого) как раз и заключается в том, как поведение человека
соответствует задачам и требованиям обстановки, как широко он использует
и варьирует деловые, познавательные и личностные контакты с другим
человеком. Но уровень развития общения определяется по высшим
достижениям ребенка в области общения. Показателем развития общения
является не преобладание тех или иных контактов, а возможность и
способность общаться на разные темы, в зависимости от ситуации и от
партнера. Чтобы проводить определенную
педагогическую работу с ребенком по развитию его общения с взрослым,
нужно уметь выявлять его наиболее высокий уровень общения, его
максимальные достижения в этой области. Как же определить, на каком
уровне развития общения находится ребенок? Прежде
всего, конечно же, нужно внимательно наблюдать за ребенком: по какому
поводу он чаще всего обращается к взрослому; требует ли оценки своих
действий; задает ли вопросы; все это можно выяснить, наблюдая за
ребенком в группе детского сада или на прогулке. Если поведение ребенка
пассивно, безынициативно, если он часами занимается с игрушками, совсем
не обращаясь к воспитателю, следует внимательнее присмотреться к такому
ребенку. Его поведение, хотя, может быть, оно удобно для воспитателя,
должно вызывать тревогу: скорее всего, это симптомы недостаточно
развитой (а может быть, и отсутствующей вообще) потребности в общении.
Если ребенок, напротив, не отходит от воспитателя, ждет его ласки, но
при этом не умеет играть, слушать сказки, разговаривать с взрослым – это
может свидетельствовать о явной задержке в развитии общения. Но
бывает, что в повседневной жизни, несмотря на частые контакты с
дошкольником, трудно понять, каковы его максимальные достижения в
области общения и способен ли он к познавательному или личностному
речевому общению. Чтобы выяснить это, нужно провести с ребенком
специальные занятия, направленные на выявление уровня его общения с
взрослым. |