Если при выяснении уровня развития общения
ребенок не проявил склонности к разговору с взрослым на познавательные
темы, следующим этапом занятий должно стать формирование этого вида
общения. Для этого нужно постепенно в ходе игры или после нее вовлекать
детей в разговор на познавательные темы: рассказать им о жизни и
повадках животных, о машинах, явлениях природы и пр. Например, после
игры в «кошки-мышки» можно спросить детей, чем кошка отличается от мышки
и от собаки (по внешнему виду и по характеру), где она живет,
рассказать о диких кошках. Разговор лучше сопровождать показом картинок,
иллюстрирующих содержание рассказов. Хорошим наглядным материалом для
таких бесед могут служить различные виды детского лото – зоологическое
лото, ботаническое лото и пр. Но
воспитатель должен не просто сообщать интересные сведения, а стараться
включить ребенка в разговор, сделать его равноправным участником беседы.
Для этого нужно чаще спрашивать детей об их познаниях, наводить их на
правильные ответы, стимулировать их собственные вопросы. Важно, чтобы
воспитатель поддерживал и поощрял любую познавательную активность со
стороны детей, любые проявления любознательности: хвалил за интересные
вопросы и обязательно отвечал на них, поддерживал все активные
высказывания, касающиеся основной темы разговора. Такие познавательные
беседы лучше проводить индивидуально или в небольшой группе детей (3–4
человека), находящихся на одинаковом уровне развития общения. Эта беседа
может продолжаться от 5 до 15 мин, в зависимости от желания самих
детей. Важно, чтобы на протяжении этого
времени тема, обсуждаемая на занятии, оставалась постоянной. Для этого
воспитателю нужно предварительно подобрать и продумать несколько
познавательных тем, близких и доступных для дошкольников. Например: «Из
чего делают сыр», «Как растут булки», «От семечка до яблока» и пр. В
качестве основы для беседы можно использовать детские книжки с
картинками, в которых содержатся новые сведения (о машинах, животных и
пр.). Однако здесь важно помнить, что задача таких занятий – не только
сообщение детям новых знаний, но и, главное, формирование у них
способности общаться на познавательные темы. Поэтому не следует выбирать
слишком сложные и малодоступные детям вопросы. Лучше подбирать такие
темы, которые интересны самим детям и о которых у них уже есть свои
знания и представления, позволяющие им быть равноправными участниками
беседы. Своеобразие этих формирующих
занятий состоит в том, что познавательный материал становится центром
ситуации общения, создает общность ребенка и взрослого. Привязанность и
положительное отношение к взрослому должны проявляться через участие
ребенка в обсуждении познавательного содержания. Для этого нужно
постепенно сводить совместные игры с элементами познавательного общения к
специальным занятиям, где поддерживаются и поощряются только те
высказывания и действия детей, которые имеют отношение к обсуждаемой
теме. Хорошей опорой для познавательного
общения может быть не только иллюстративный материал (книжки,
картинки), но и опыт самого ребенка. Разглядывая картинки, дети,
например, любят вспоминать, где они видели таких зверей или птиц, куда
они ходили с родителями и пр. Поощряя и развивая подобные высказывания,
взрослый должен следить затем, чтобы ребенок не уклонился от основной
темы разговора и не свел познавательную беседу к рассказу о событиях
своей жизни. Как правило, после 8-10
подобных занятий дети достаточно легко поддерживают познавательную
беседу и могут в течение 10–15 мин разговаривать с взрослым на
познавательные темы. |