Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы. В
первом случае мы имеем дело с некоторым отставанием в общем психическом
развитии ребенка. Его обостренная потребность во внимании и признании
сверстников не может реализоваться через традиционные формы детской
деятельности, поэтому в качестве средства самоутверждения и
самовыражения он использует агрессивные действия. Этот вариант детской
агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребенка здесь – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Такие дети, чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Они,
как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат,
громко ругаются, разбрасывают вещи), их поведение направлено на
получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся
к контактам со сверстниками; получив внимание партнеров, они
успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У таких детей
агрессивность может быть мимолетной, ситуативной и не отличается особой
жестокостью. Чаще всего они используют физическую агрессию (прямую или
косвенную) в ситуации привлечения внимания. Их поведение носит
непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; враждебные
действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников –
готовностью сотрудничать с ними. Наиболее яркие эмоции наблюдаются в
момент самих действий и быстро угасают. По данным социометрического
обследования, дети этой группы имеют весьма невысокий статус в группе –
их либо не принимают всерьез, либо избегают. По словам сверстников,
такие дети «все ломают», «всегда мешают», «никого не слушают». Данные
психологического обследования показывают, что такие дети значимо
отличаются от других (как обычных, так и агрессивных): • низким уровнем интеллекта (как общего, так и социального); • неразвитой произвольностью; • низким
уровнем игровой деятельности – они не умеют поддерживать игру и
стремятся обратить на себя внимание, используя деструктивные действия и
разрушая игру других. Такие дети обычно
игнорируют нормы и правила поведения (как в игре, так и вне игры), ведут
себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат, однако их эмоции
носят поверхностный характер, они быстро переходят в более спокойные
состояния. Дети второй группы хорошо
знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно
нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих
товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: «Он первый
начал», «Он сам лезет, я не виноват». Положительная оценка взрослого,
несомненно, важна для них. В то же время они как бы не замечают
собственной агрессивности; их способ действия представляется им
привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения своей
цели. Например, выталкивая с лошадки товарища, мальчик заявляет: «А что
же мне делать, я тоже хочу играть, а он мне мешает». Данный вид
агрессивности детей можно назвать нормативно-инструментальным. Такие дети используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У
этих детей агрессивные действия становятся средством достижения
какой-либо конкретной цели – нужного им предмета, ведущей роли в игре,
выигрыша у своих партнеров. Об этом свидетельствует, в частности, тот
факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения
результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей
отличается целенаправленностью и самостоятельностью. В любой
деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя
других. В отличие от детей первой группы, они не стремятся привлечь к
себе внимание сверстников. Как правило, эти дети пользуются
популярностью в группе, а некоторые выходят на положение лидеров. Среди
всех форм агрессивного поведения у них чаще всего встречается прямая
физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью.
В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников,
ориентируясь исключительно на собственные желания. По результатам
обследования, эти дети обладают следующими особенностями: • высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального); • хорошо развитой произвольностью; • хорошими организаторскими способностями, умением организовать игру; • достаточно высоким уровнем развития ролевой игры; • высоким социальным статусом в группе сверстников. И наконец, третий вид детской агрессивности можно назвать целенаправленно-враждебным. Сюда вносятся дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их
агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели ни для
окружающих, ни для них. Они испытывают удовольствие от самих действий,
приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в
основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных
действий составляет прямая физическая агрессия. Их действия отличаются
особой жестокостью и хладнокровием. Например, безо всякой видимой
причины ребенок хватает сверстника за волосы и бьет головой о стену или
толкает с лестницы и со спокойной улыбкой наблюдает крики и слезы своей
жертвы. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий
одну-две постоянные жертвы – более слабых детей, не способных ответить
тем же. Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует.
Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение
взрослых они отвечают: «Ну и что!», «И пусть ему больно», «Что хочу, то и
делаю». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Для
таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго
помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут
переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права. По результатам психологического обследования эти дети имеют: • средние показатели интеллекта; • произвольность, в целом соответствующую возрастным нормам; • низкий социальный статус в группе сверстников – их боятся и избегают; • среднюю
степень развития игры (однако содержание игр часто носит агрессивный
характер – все дерутся, мучают или убивают друг друга). Таким
образом, в основе детской агрессивности может лежать различная
мотивационная направленность: в первом случае – спонтанная демонстрация
себя, во втором – достижение своих практических целей, в третьем –
подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные
различия, всех агрессивных детей объединяет общее свойство –
неспособность видеть и понимать другого. Все
они проявляют низкий интерес к сверстнику, злорадство при его неудачах и
протест против его достижений, неспособность бескорыстно поделиться или
помочь другому. Подобный тип отношения к сверстнику оказался не
связанным ни с уровнем развития игры, ни с самооценкой, ни с реальным
положением ребенка в группе. По-видимому, в основе такого отношения к
другим лежат особенности самосознания ребенка, а именно фиксированность
на себе (на образе себя) и внутренняя изоляция от других. Другие люди
выступают для ребенка как внешние обстоятельства его жизни, которые либо
мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания,
либо пытаются нанести ему вред. Ожидание враждебности со стороны
окружающих не позволяет такому ребенку увидеть другого во всей его
полноте и целостности, пережить чувство общности с ним. Поэтому для
таких детей недоступно сочувствие, сопереживание или содействие.
Очевидно, что такое мировосприятие создает ощущение своего острого
одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает
противостояние и обособленность от других. Степень такого восприятия
враждебности может быть различной (она нарастает от первой группы к
третьей), однако ее психологическая природа остается той же – внутренняя
изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим и невозможность
видеть внутренний мир другого человека. |