Все
описанные игры представляют собой совместную деятельность детей с
взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит с их
содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным
действиям, без которых игра невозможна, является образцом выполнения
игровых действий, руководителем игры – организует игровое пространство,
следит за выполнением правил. В любой
игре содержатся два типа правил – правила действия и правила общения с
партнерами. Правила действия определяют способы действий, общий характер
движений в пространстве (темп, последовательность и т. д.). Правила
общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность
выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий
детей, их согласованность и т. д.). Так, в некоторых играх все дети
действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит
доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди,
небольшими группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за
сверстниками, сравнивать их умения со своими. И наконец, игры, в которых
ответственная, привлекательная роль выполняется по очереди. Это
способствует формированию смелости, ответственности, приучает
сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам. Два
вида правил в простой, доступной для ребенка форме, без назидательности
приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению,
воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим. Но
все это становится возможным только в том случае, если игра,
предложенная ребенку, в готовом виде (т. е. с определенным содержанием и
правилами) активно принимается им и становится его собственной игрой.
Доказательством того, что игра принята, являются просьбы детей повторить
ее, выполнение тех же игровых действий самостоятельно, активное участие
в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет
любимой и увлечет ребенка, она сможет реализовать свой развивающий
потенциал. Описанные игры адресованы в
основном детям младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет). Однако
возраст ребенка – понятие условное и определяется не только календарными
сроками, то есть количеством прожитых лет и месяцев, но и этапом
психического развития. Главное здесь – последовательность этапов
развития (недопустимо перешагивать через целый этап). От самых простых и
доступных каждому малышу игр следует переходить к более сложным. В
каждой игре необходимо опираться на то, что ребенок уже умеет и что он
любит делать сам. Так, например, 3-летние дети, как правило, любят и
умеют бегать и прыгать. Используя эти умения, можно организовывать новые
игры, основанные на новой последовательности движений, их постепенном
усложнении и главное – их новом содержании и осмыслении: не просто
бегать и прыгать, а прыгать в воображаемой ситуации (по кочкам на болоте
или бежать от кота или лисы, которые могут поймать). Вполне
возможно, что предложенные игры окажутся увлекательными и полезными не
только для 3-летних, но и для 5-летних детей. Выбор игры определяется не
календарным возрастом ребенка, а этапом его психического развития. Кроме
того, на каждом возрастном этапе между детьми существуют значительные
индивидуальные различия, их тоже необходимо учитывать при проведении
игр. Почти в каждой группе есть по крайней мере три типа детей, которые
по-разному ведут себя и соответственно требуют разного подхода. 1. Активные,
подвижные, склонные к сильному возбуждению дети. Они охотно принимают
любую новую игру и с энтузиазмом включаются в нее. Обычно они быстро
схватывают суть игры и стремятся взять на себя активные роли. Но часто
они не обращают внимания на других и заняты только демонстрацией
собственных возможностей. Для таких детей наиболее трудными оказываются
правила, сдерживающие их спонтанную активность: дожидаться своей
очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль
или привлекательный предмет другим. Вместе с тем выполнение именно этих
правил особенно полезно для них. При проведении игры надо показывать
таким детям важность соблюдения правил и сделать так, чтобы эти дети
получили удовлетворение от их выполнения. 2. Робкие,
опекаемые, осторожные дети. Они обычно не сразу понимают суть игры и не
слишком охотно переключаются на новую дня них деятельность. Сначала
держатся напряженно, но с интересом наблюдают за действиями других
детей. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребенка брать на себя
активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и
принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от
взрослого и сверстников интересом к игре и через некоторое время сам
начинает проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным только
при поддержке и одобрении (но ни в коем случае не принуждении!)
взрослого. 3. Вялые, пассивные дети,
которые отстают в развитии от сверстников и не могут действовать наравне
с ними. Даже при многократном повторении игры они не понимают ее суть и
избегают активных ролей, а взяв их на себя, действуют неправильно.
Такие дети требуют особого внимания. Коллективная, групповая работа с
ними не эффективна. Они нуждаются в личном контакте с взрослым, его
внимании, объяснении, поощрении. Индивидуальные занятия необходимы для
их нормального психического и личностного развития. Таким
образом, разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных
воспитательных воздействиях. Вместе с тем, к сожалению, в детских садах
иногда пользуются методами, которые недопустимы ни для каких детей и ни
при каких обстоятельствах. Ни в коем случае нельзя насильно (запретами,
угрозами, наказаниями) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к
чему он еще не готов. Задача взрослого (и в этом заключается искусство
воспитания) – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием,
поддерживать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить
способствовать потере интереса к игре, что сделает ее бессмысленной.
Столь же бессмысленны и даже вредны прямые требования что-то запомнить
или усвоить в игре. Ребенок в дошкольном возрасте не может учиться лишь
по требованию взрослого. Он способен запоминать и усваивать только то,
что нужно ему самому, в чем он испытывает практическую необходимость. В
интересной и увлекательной игре такая необходимость возникает
естественно. Подменять игру упражнением или уроком, требовать
механического повторения каких-то слов или движений недопустимо. Тем
более недопустимы раздраженный тон и грубость в отношениях с детьми.
Доброжелательность, сюрпризность, разного рода неожиданности являются
значительно более эффективными средствами в работе с детьми. Конечно,
все это требует от воспитателя артистизма. Но ведь педагогика – это
искусство. Только радость от успеха, увлеченность, заинтересованность
ведут к формированию личности человека. |