Общение с взрослым имеет исключительное
значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно
является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы
личности и деятельности растущего человека. И чем меньше ребенку лет,
тем большее значение для него имеет общение с взрослыми. Конечно,
«взрослый» – понятие не абстрактное. Взрослый всегда конкретный человек –
мама, папа, бабушка, воспитатель, медсестра. Воспитатели часто
утверждают, что налаживать контакты с ребенком, пытаться понять его и
формировать его хорошие качества – задача родителей; только мать или
отец могут воспитывать ребенка, дать ему тепло и ласку. Но это не совсем
так. Нередки случаи, когда в силу неблагополучной обстановки в семье
самым значимым и любимым взрослым для ребенка становился воспитатель.
Именно он удовлетворял потребность ребенка в общении и давал ему то, что
не могли дать родители. Да и для детей, растущих в хороших семьях,
отношение к ним воспитателя и характер его общения с ним существенно
отражаются на их развитии и настроении. Поэтому воспитатель не может
ограничиваться формальным выполнением своих обязанностей. Он должен
присматриваться к детям, пытаться понять их и, конечно, общаться с ними. Проблема
общения дошкольника с взрослым имеет два аспекта. Во-первых, это
развитие самого общения на протяжении дошкольного детства. Из этого
следует, что педагогу необходимо знать интересы детей разного возраста,
уметь поддержать подходящие темы для разговора с ними, определять
уровень развития общения и компенсировать возможные недостатки. Во-вторых,
общение влияет на развитие личности ребенка. Работая с детьми, педагог
должен представлять, как через общение с ребенком можно развивать мотивы
и смыслы детских действий, сознание и самосознание детей, их
инициативность и произвольность. Выдающийся отечественный психолог М. Лисина
рассматривала общение ребенка с взрослым как своеобразную деятельность,
предметом которой является другой человек. Подобно всякой другой
деятельности, общение направлено на удовлетворение особой потребности. Потребность в общении нельзя
свести к прагматическим нуждам человека (подобно, например,
потребностями в пище, во впечатлениях, в безопасности, активности и
пр.). Психологическая сущность потребности в общении состоит в
стремлении к познанию самого себя и других людей. Человек
стремится узнать и оценить отдельные качества и способности свои и
других людей. Сравнивая себя с другими и выясняя, как они оценивают его,
человек формирует самооценку, познает и оценивает других. Иной
путь познания себя через другого заключается в соединении,
приобщенности к другим людям. Переживая общность с другим человеком
(любовь, дружбу, уважение), мы как бы проникаем в его существо. В таком
соединении не приобретаются новые знания (мы не узнаем ничего нового),
вместе с тем именно в отношениях с другим человек находит, осознает
себя, открывает и понимает других во всей их (и своей) целостности и
уникальности и в этом смысле познает себя и другого. Если
первый путь познания предполагает отстраненный, объективный анализ
отдельных качеств – их обнаружение, оценку и сравнение, то второй путь
направлен на познание «изнутри», на переживание общности себя и другого в
целостности и единстве. Помимо
потребности, которая определяется характером отношения к другому,
общение всякий раз имеет определенные мотивы, ради достижения которых
предпринимается общение. В широком смысле мотивом общения является
другой человек, в нашем случае – взрослый. Однако человек – объект
чрезвычайно сложный и многогранный. Он обладает самыми разными
свойствами и качествами. Те качества, которые побуждают человека к
общению и являются на данном этапе главными, становятся мотивами
общения. М. Лисина выделяла три группы
качеств и, соответственно, три основные категории мотивов общения –
деловые, познавательные и личностные. Деловые мотивы выражаются
в способности к сотрудничеству, игре, общей активности. Взрослый
выступает здесь как партнер, участник совместной деятельности. Ребенку
важно, во что взрослый умеет играть, какие у него есть интересные
предметы, что он может показать и пр. Познавательные мотивы возникают
в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании
нового. Взрослый при этом выступает как источник новой информации и в то
же время слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы
ребенка. Деловые и познавательные мотивы
общения всегда включены в другую деятельность (практическую или
познавательную) и играют в ней служебную роль. Общение составляет здесь
лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого. В отличие от этого, третья категория мотивов общения – личностные мотивы – характерны
только для общения как самостоятельного вида деятельности. В случае
личностных мотивов общение побуждается самим человеком, его личностью.
Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с
другим человеком как с целостной личностью. Потребности
и мотивы общения удовлетворяются с помощью определенных средств
общения. М. Лисина выделяла три вида средств общения: 1) экспрессивно-мимические (взгляды, улыбки, гримасы, различные выражения лица); 2) предметно-действенные (позы, жесты, действия с игрушками и пр.); 3) речевые. Первые
– выражают, вторые – изображают, третьи – обозначают то содержание,
которое ребенок стремится передать взрослому или получить от него. Психологические
исследования показали, что потребности, мотивы и средства общения
образуют устойчивые сочетания – формы общения, которые закономерно
сменяются на протяжении детского возраста. Развитие общения ребенка с
взрослым М. Лисина рассматривала как смену своеобразных форм общения. Итак, формой общения называется
деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятая в
целостной совокупности ее свойств. Форма общения характеризуется
следующими параметрами: 1) время возникновения в онтогенезе; 2) место в системе общей жизнедеятельности; 3) основное содержание потребности, удовлетворяемое детьми в ходе данной формы общения; 4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению; 5) основные средства общения. На
протяжении детства появляются и развиваются четыре различные формы
общения, по которым с полной очевидностью можно судить о характере
происходящего психического развития ребенка. Важной задачей педагога
является умение правильно определить и развить ту или иную форму
общения, соответственно возрасту и индивидуальным возможностям малыша.
Рассмотрим последовательность форм общения ребенка с взрослым начиная с
первых месяцев жизни.
|