Часто возникает вопрос: кто нужнее ребенку и
с кем дошкольники должны проводить больше времени – с взрослым или со
сверстниками? Отвечая на этот вопрос, важно подчеркнуть, что здесь не
может быть альтернативы – «или-или». Общение со сверстникам вносит свой
вклад в становление личности, поскольку оно имеет ряд существенных
особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослым. Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и
чрезвычайно широком их диапазоне. В общении дошкольника со сверстником
можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не
встречаются в контактах с взрослым. Общаясь со сверстником, ребенок
спорит с ним, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает,
обманывает, жалеет и пр. Именно в общении со сверстником впервые
появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление
сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство,
фантазирование и др. Столь широкий диапазон детских контактов
определяется большим разнообразием коммуникативных задач. Взрослый до
конца дошкольного возраста остается в основном источником оценки, новой
информации и образцов действия. По отношению к сверстнику уже с
3-4-летнего возраста ребенок решает значительно более широкий спектр
коммуникативных задач: управление действиями партнера, контроль за их
выполнениями, оценка конкретных поведенческих актов, совместная игра,
навязывание собственных образцов, сравнение с собой. Такое разнообразие
коммуникативных задач требует освоения широкого спектра коммуникативных
действий. Второе яркое отличие общения сверстников обобщения их с взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В
среднем в общении сверстников (по данным В. Ветровой) наблюдается в
9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые
разные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной
радости, от нежности и сочувствия до драки. Действия, адресованные
сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной
направленностью. В среднем, дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в
9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при
взаимодействии с взрослым. Столь сильная
эмоциональная насыщенность контактов дошкольников, по-видимому, связана
с тем, что начиная с 4-летнего возраста сверстник становится более
предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Значимость
общения, которая выражает степень напряженности потребности в общении и
меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия
со сверстником, чем с взрослым. Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если
в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются
определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками
дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и
движения. Этим движениям свойственна особая раскованность,
ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают,
принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга,
придумывают новые слова и небылицы и т. п. Подобная свобода,
нерегламентированность общения дошкольников, позволяет предположить, что
общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность и
свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно
нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для
индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений ребенка.
Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются
общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и
раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных
средств, остается отличительной чертой детского общения до конца
дошкольного возраста. Еще одна отличительная особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответными. Особенно
ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог,
который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для
ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а
инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается.
Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза
чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в
сфере общения со сверстником, чем с взрослым. Такая несогласованность
коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты,
обиды. Перечисленные особенности
отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного
возраста. Однако содержание общения детей существенно меняется от 3 к
6–7 годам. |