Главная
стратегия в работе с такими детьми должна быть направлена на повышение
осознанности собственных действий и субъективной значимости правила.
Чтобы правило стало действительно осознанным, оно должно стать личностно
значимым и эмоционально привлекательным. Ребенок должен захотеть
«действовать правильно», то есть в соответствии с принятым и понятным
правилом. Правильный способ действия должен стать важнее, чем
непосредственная ситуативная активность. Такое осознание не предшествует
действию и не происходит после него, а осуществляется по ходу самого
действия. Лучше всего эта цель достигается в играх с правилами. Игру,
в том числе игру с правилами, обычно рассматривают как самостоятельную
деятельность детей, возникающую и протекающую независимо от взрослого.
Однако сами дети далеко не всегда могут создать достаточно интересную
для них игру с четким, осознанным правилом и, тем более, выделить
правило как предмет своей деятельности. Вовлечь ребенка в игру и
выделить, сделать привлекательными ее правила может только человек, уже
овладевший этой деятельностью. Традиционно эту функцию осуществляли
старшие дети, передающие способы и правила игры младшим. Однако в
последнее время в связи с распадом детских разновозрастных сообществ (и в
семье, и во дворе, и в детских учреждениях), передача игр с правилами
от одного поколения детей другому оказалась нарушенной. Эту функцию
передачи игр с правилами, столь важную для развития произвольности и
осознанности поведения дошкольников, должен взять на себя взрослый,
воспитывающий детей. Специфика участия
взрослого в игре с правилом и важнейшее условие ее развивающего эффекта
состоит в совмещении двух ролей – участника (увлекает детей игрой,
создает субъективную значимость правил, демонстрирует правильные
действия) и организатора игры (объясняет правила, помогает удержать их,
оценивает и контролирует действия детей). В роли организатора взрослый.
Эти роли в сущности своей различны и даже противоположны: первая
предполагает эмоциональную включенность в игру, погруженность в игровую
ситуацию, совпадение с позицией ребенка; вторая – отстраненность, оценку
и контроль действий детей, удержание позиции старшего, педагога. Но
только совмещение этих ролей может обеспечить развивающий эффект игры.
Если взрослый превращается в играющего ребенка, он не сможет донести
правила игры, удержать их и помочь их выполнению. Если же взрослый
остается «учителем и контролером», игра теряет свою привлекательность,
превращается в формальное и бессмысленное для ребенка упражнение, а
действия ребенка не могут стать мотивированными и активными. Дидактических
игр с правилами огромное количество. Некоторые из них описаны во второй
части данного пособия. Здесь важно подчеркнуть, что импульсивные,
гиперактивные дети особенно нуждаются в них. Не
следует забывать, что в дошкольном возрасте правила выделяются
постепенно, в процессе самой игры, когда одни и те же действия проиграны
много раз. Словесная формулировка правил, которая не опирается на опыт
ребенка, не может стать средством овладения своим поведением. Поэтому
важнейшим условием формирования произвольного поведения в игре является
многократное проигрывание одних и тех же игровых действий с постепенным
введением их речевого сопровождения и осмысления. Помимо
игры, для импульсивных детей очень полезно обсуждение их действий,
которое организуется взрослым после проведения тех или иных игр. В
этих беседах взрослый задает вопросы о правилах игры и о тех
нарушениях, которые ребенок заметил у других детей и у себя. Взрослый
может помочь ребенку вспомнить те правила, которые тот забыл или не
понял, напомнить допущенные им нарушения, показать или подсказать, как
нужно действовать в той или иной ситуации, помочь найти некоторые
«технические приемы» овладения своим поведением (убрать руки за спину,
думать о будущих действиях и пр.). В процессе такой беседы происходит
активный процесс совместного осознания ситуации, правил действия в ней и
собственных действий ребенка. Таким образом, беседа носит не только
констатирующий, но и коррекционный характер. После такого совместного
осознания каждую ситуацию следует повторить с тем, чтобы выяснить,
изменились ли показатели произвольного поведения. Кроме
того, для таких детей эффективным оказывается введение дополнительной
мотивации, которая также поднимает значимость правильного способа
действий. Например: если не будешь нарушать правила, назначу помощником
воспитателя и пр. Включение правил поведения в новый смысловой контекст
усиливает их субъективную значимость, и ребенок начинает лучше
контролировать свое поведение. |