Как уже говорилось, те или иные формы
агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же
время некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к
агрессивности, которая проявляется в следующем: 1) высокая
частота агрессивных действий – в течение часа наблюдений такие дети
демонстрируют не менее четырех действий, направленных на причинение
вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более
одного; 2) преобладание прямой
физической агрессии – если у большинства дошкольников чаще всего
наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое
физическое насилие; 3) наличие
враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение
какой-либо цели (как у остальных дошкольников), а исключительно на
физическую боль или страдание сверстников. В
соответствии с этими признаками можно выделить группу дошкольников с
повышенной агрессивностью. Обычно их число составляет от 15 до 30 % от
общего числа членов группы. Попытаемся
выяснить, чем определяется повышенная агрессивность дошкольников. Почему
в одинаковых ситуациях одни дети причиняют боль и страдания
сверстникам, а другие находят миролюбивые и конструктивные решения? Сравнительный
анализ показывает, что по большинству показателей агрессивные
дошкольники мало отличаются от своих сверстников. Так, уровень развития
интеллекта агрессивных детей в среднем соответствует возрастной норме, а
у некоторых даже превышает ее. У многих из них зафиксирован достаточно
высокий социальный интеллект. Показатели развития произвольности в
группе агрессивных детей в целом несколько ниже, однако некоторые
агрессивные дети имеют хорошо развитую произвольность. Принято
считать, что агрессивных детей отличает неумение играть, отсутствие
игровых навыков. Действительно, среди агрессивных дошкольников больше
детей, не умеющих играть, и меньше тех, кто достиг высшего уровня
развития игры. Однако некоторые агрессивные дети обладают хорошо
развитой игровой деятельностью и могут организовать интересную игру.
Поэтому уровень развития игровой деятельности, как и уровень развития
интеллекта, нельзя считать главной причиной агрессивного поведения. Существует
мнение, что агрессивных детей отличает неадекватная самооценка –
завышенная или заниженная. Однако специальные исследования показывают,
что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от
остальных дошкольников. Вместе с тем, несмотря на незначительные
различия в средних показателях самооценки, выяснилось, что у агрессивных
детей более существенны расхождения между их самооценкой и ожидаемой
оценкой со стороны сверстников: имея достаточно высокую самооценку, эти
дети явно сомневаются в положительном отношении к ним со стороны
сверстников. Данный факт может свидетельствовать, что эти дети более
остро и напряженно переживают свою «недооцененность», непризнанность
своих достоинств со стороны сверстников. Характерно, что эти
переживания, как правило, не соответствуют реальности. По своему
социальному статусу в группе сверстников агрессивные дети мало
отличаются от других: среди них есть и предпочитаемые и отвергаемые
сверстниками. Следовательно, эти тяжелые переживания вызваны не
действительным положением ребенка в детской группе, а его субъективным
восприятием отношения к себе. Такому ребенку кажется, что его не ценят,
не видят его достоинств. Наиболее
существенные различия между двумя группами выявляются по способу выхода
из конфликтной ситуации и по отношению ребенка к сверстникам. При
решении конфликтных ситуаций, изображенных на картинках, предъявляемых
дошкольникам (например, кто-то берет чужую игрушку, рушит постройку
других, или ломает игрушку), на вопрос, что бы ты сделал на месте
обиженного ребенка, практически все агрессивные дети дают ответы типа:
«Дам ботинком по животу», «Схвачу и посажу в клетку», «Убью», «Изобью» и
пр. В отличие от этого, неагрессивные дети в большинстве случаев
придумывают более конструктивные и миролюбивые ответы: «Починю», «Сделаю
новую», «Пойду играть в другую игру», «Заплачу и пожалуюсь маме». Еще
более существенные различия выявляются в процессе реального
взаимодействия детей. В ситуациях совместной деятельности агрессивные
дети проявляют меньший интерес к работе партнера, демонстрируют ярко
отрицательное, а иногда и агрессивное отношение к успехам сверстника
(вырывают его рисунок, пытаются стукнуть), чрезвычайно редко уступают
свои предметы (карандаши, детали мозаики или кукольной одежды). В
отличие от них дети, не склонные к агрессии, достаточно часто помогают
партнеру и уступают свои предметы. Все вышеизложенное дает основание полагать, что главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой
ребенок выступает для них как противник, конкурент, препятствие,
которое нужно устранить. Такое отношение нельзя свести к недостатку
коммуникативных навыков (заметим, что многие агрессивные дети в ряде
случаев демонстрируют вполне адекватные способы общения и при этом
проявляют незаурядную изобретательность, придумывая разнообразные формы
нанесения ущерба сверстникам). Можно полагать, что это отношение
отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает
специфическое восприятие другого как врага. Агрессивный
ребенок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих
руководит враждебность, он приписывает другим враждебные намерения и
пренебрежение к себе. Однако эти
проблемы отношений со сверстниками неоднородны в группе агрессивных
дошкольников. При обследовании агрессивных детей выявлены существенные
индивидуальные различия как в характере поведения, так и в
психологических характеристиках. Рассмотрим индивидуальные варианты
агрессивности в дошкольном возрасте. |