Ребенок не рождается на свет с готовой
потребностью в общении. В первые 2–3 недели он не видит и не
воспринимает взрослого. Но, несмотря на это, родители постоянно
разговаривают с ним, ласкают его, пытаются поймать и задержать на себе
его взгляд. Именно благодаря любви близких взрослых, которая выражается в
этих на первый взгляд бесполезных действиях, в конце первого месяца
жизни младенцы начинают видеть взрослого, а потом и общаться с ним. Первая форма общения ребенка с взрослым была названа ситуативно-личностной. Сначала
это общение выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит
на ребенка, улыбается, разговаривает с ним, и он в ответ тоже улыбается,
машет ручками и ножками. Потом (в 3–4 месяца) при виде знакомого
человека ребенок радуется, начинает активно двигаться, гулить,
привлекать к себе внимание взрослого, а если тот не обращает на него
никакого внимания или уходит по своим делам, громко и обиженно плачет.
Самое обидное для младенца, у которого уже есть потребность в общении, –
когда взрослые не обращают на него никакого внимания, просто не
замечают. Даже недовольство взрослого, его гнев они воспринимают
радостно, потому что в них – внимание к ребенку, обращенность к нему. Потребность во внимании взрослого – это
первая и основная потребность в общении – остается у ребенка на всю
жизнь. Позднее к ней присоединяются другие потребности, но в
младенческом возрасте она является единственной, и удовлетворить ее не
так трудно. Нужно просто чаще улыбаться младенцу, разговаривать с ним,
ласкать его. Некоторые родители считают
все эти воздействия ненужными и даже вредными. Стремясь не баловать
ребенка, не приучать его к излишнему вниманию, они сухо и формально
исполняют свои родительские обязанности: кормят по часам,
перепеленывают, гуляют, не выражая при этом никаких родительских чувств.
Такое строгое формальное воспитание в младенческом возрасте несет в
себе определенные риски. Дело в том, что в положительных эмоциональных
контактах с взрослым не только происходит удовлетворение уже
существующей потребности малыша во внимании и доброжелательности, но и
закладывается основа будущего развития личности ребенка, его активное,
деятельное отношение к окружающему, интеpec к предметам, способность
видеть, слышать, воспринимать мир, уверенность в себе и пр. Предпосылки
всех этих важнейших качеств появляются в самом простом и примитивном на
первый взгляд общении матери с младенцем. Если же на 1-м году жизни
ребенок в силу каких-то причин не получает достаточного внимания и тепла
от близких взрослых (разлука с матерью, занятость родителей или их
неумение играть с малышом и пр.), это так или иначе дает о себе знать в
дальнейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными
или, напротив, жестокими и агрессивными. Компенсировать их
неудовлетворенную потребность во внимании и доброжелательности взрослых в
более позднем возрасте бывает очень трудно. Поэтому педагогам и
психологам необходимо показывать и объяснять родителям маленьких детей,
как важно для младенца простое внимание и доброжелательность близких
взрослых. Младенец еще не выделяет
отдельные качества взрослого человека. Ему совершенно безразличны
уровень его знаний и умений, его социальное или имущественное положение,
ему все равно, как он выглядит и во что одет. Малыша привлекает только
личность взрослого и его внимание, отношение к нему. Следовательно,
несмотря на примитивность такого общения, оно побуждается личностными мотивами, когда взрослый выступает не как средство для чего-то (игры, познания, самоутверждения), а как целостная и самоценная личность. Что касается средств общения, то они на данном этапе имеют исключительно экспрессивно-мимический характер. Внешне
такое общение выглядит как обмен взглядами, улыбками: вскрики и гуление
ребенка, ласковый разговор взрослого, из которого младенец улавливает
только то, что ему нужно – внимание и доброжелательность. Итак,
первой в онтогенезе возникает ситуативно-личностная форма общения,
которая остается главной и единственной от 1 до 6 месяцев жизни. В
этот период общение младенца с взрослым протекает вне какой-либо другой
деятельности и само составляет ведущую деятельность ребенка. Для
ситуативно-личностного общения характерны потребность во внимании и
доброжелательности, личностные мотивы и экспрессивно-мимические средства
общения. Однако уже во втором полугодии
при нормальном развитии ребенка внимания взрослого ему уже недостаточно.
Малыша начинает притягивать к себе не столько сам взрослый человек,
сколько предметы, с ним связанные. Если взять на руки ребенка 10–11
месяцев и попытаться наладить с ним эмоциональное общение (улыбаться,
гладить, говорить ласковые слова и пр.), малыш скорее всего начнет
сопротивляться, хватать и рассматривать все, что попадется под руки, –
воротник взрослого, его волосы, очки, часы и пр., а вовсе не отвечать на
его улыбки. Дело в том, что в этом возрасте складывается новая форма
общения ребенка с взрослым – ситуативно-деловая и связанная с ним потребность в деловом сотрудничестве. Взрослый
теперь нужен и интересен ребенку не сам по себе, не своим вниманием и
доброжелательным отношением, а тем, что у него есть разные предметы и он
умеет что-то с ними делать. «Деловые» качества взрослого и,
следовательно, деловые мотивы общения выходят на первый план. Средства
общения на этом этапе также существенно обогащаются. Ребенок уже может
самостоятельно ходить, манипулировать с предметами, принимать различные
позы. Все это приводит к тому, что к экспрессивно-мимическим добавляются
предметно-действенные средства общения – дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями. Сначала
дети тянутся только к тем предметам и игрушкам, которые показывают им
взрослые. В комнате может находиться много интересных игрушек, но дети
не будут обращать на них внимание и будут скучать среди этого изобилия.
Но как только взрослый (или старший ребенок) возьмет одну из них и
покажет, как можно с ней играть (как двигают машину, как прыгает
собачка, как можно причесывать куклу и пр.), – дети потянутся именно к
этой игрушке, она станет самой нужной и интересной. Это
происходит по двум причинам. Во-первых, взрослый человек остается для
ребенка центром его предпочтений, в силу этого он наделяет
привлекательностью те предметы, к которым прикасается. Эти предметы
становятся нужными и предпочитаемыми потому, что они – в руках
взрослого. Во-вторых, взрослый показывает детям, как можно играть и в
эти игрушки. Сами по себе игрушки (как и вообще любые предметы) никогда
не подскажут, как ими можно играть или пользоваться. Только другой,
старший человек может показать, что на пирамидку нужно надевать колечки,
куклу можно кормить и укладывать спать, а из кубиков можно построить
башню. Без такого показа ребенок просто не знает, что делать с этими
предметами, а потому и не тянется к ним. Чтобы дети стали играть с
игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать и рассказать,
что можно делать с ними и как играть. Причем, показывая те или иные
действия с предметами, важно не просто совершать их, но постоянно
обращаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза,
поддерживать и поощрять его правильные самостоятельные действия. Такие
совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение или
сотрудничество ребенка с взрослым. Потребность в сотрудничестве является
основной для ситуативно-делового общения. Ситуативно-деловая
форма остается главной в общении ребенка с взрослым на протяжении всего
раннего возраста (до трех лет). Для нее характерны потребность в
сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения.
Значение этой формы общения для психического развития ребенка огромно.
Оно состоит в следующем: 1) ребенок
овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми
предметами (ложкой, расческой, горшком), играть с игрушками, одеваться,
умываться и пр.; 2) происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов (восприятия, внимания, наглядно-действенного мышления, памяти); 3) начинает
проявляться активность и самостоятельность ребенка – манипулируя с
предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и
свободным в своих действиях; он становится субъектом своей деятельности и
самостоятельным партнером по общению; 4) появляются
первые слова ребенка: чтобы попросить у взрослого нужный предмет,
ребенку необходимо назвать его, то есть произнести слово, причем эту
задачу – сказать то или иное слово – ставит перед ребенком только
взрослый. Заметим, что сам ребенок без
побуждения и поддержки взрослого говорить никогда не начнет. В
ситуативно-деловом общении взрослый постоянно ставит перед малышом
речевую задачу – показывая ребенку новый предмет, он предлагает ему
назвать этот предмет, то есть произнести вслед за ним новое слово. Так
во взаимодействии с взрослым по поводу предметов возникает и развивается
главное специфически человеческое средство общения, мышления и
саморегуляции – речь. |