Особенно велика роль общения в детстве. Для
маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник
разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его
личности, его человеческого развития. Жизнь
иногда устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей
необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным
причинам лишаются родительской заботы. Последствия подобных случаев
бывают трагическими: в 3–5 лет дети не владеют простейшими навыками
самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную
пассивность. Даже если дети не лишаются человеческого общения совсем, но
не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма
печальными – дети существенно отстают в своем психическом развитии и
имеют серьезные проблемы в развитии личности. Отсутствие
необходимого общения возможно и в благополучных условиях, когда дети
обделены вниманием родителей, отделены от них эмоционально. В результате
такого отделения, особенно если оно имеет место в первые годы жизни
ребенка, часто возникают более или менее тяжелые проблемы в психическом
развитии детей. Давно было замечено, что дети, растущие в дефиците
общения с взрослым (например, в домах ребенка), как правило, отстают в
своем психическом и личностном развитии. Почему же так получается? Ведь,
казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход при
этом ничуть не хуже, чем в обычных детских садах. Порою
нам, взрослым, кажется, что психическое развитие ребенка происходит как
бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых
сводится к тому, чтобы создавать необходимые условия для их защиты и
безопасности: охранять от вредных воздействий, кормить, одевать,
согревать их, обеспечивать одеждой и игрушками и пр. Но это не так. Общение
с близкими взрослыми – это не только условие, помогающее детям
нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического
развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом
для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом
определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру,
поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным
человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями,
отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок
никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать,
чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все
это он может освоить только вместе с другими людьми и только через
общение с ними. Многочисленные
психологические исследования показывают, что общение ребенка с взрослым
является главным и решающим условием становления всех психических
способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки,
эмоциональной сферы, воображения и пр. От количества и качества общения
зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее. Но
главное даже не в этом. Личность ребенка, его интересы, понимание себя,
его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с
взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не
может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и
понимание он может получить прежде всего в семье. Но,
к сожалению, дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в
семье, и в детском саду. Достаточно часто ребенок не имеет
содержательных связей с родителями, или ему недостает положительных
эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает
воспитатель. Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же,
отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и на его
психическом развитии. Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и
развитие детей, вовремя предупредить пагубные последствия дефицита
общения, надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет
в разные периоды детства. |