При
всем многообразии проблем, с которыми сталкиваются воспитатели, можно
выделить две группы трудностей в общении ребенка с взрослым, которые
наиболее типичны для дошкольников – связанные с повышенной
импульсивностью (гиперактивностью) и с заторможенностью (пассивностью)
детей. И то, и другое в одинаковой мере затрудняет общение с взрослым,
нуждается в своевременной коррекции. Импульсивные дети
чрезвычайно подвижны и эмоциональны. Для них характерны повышенная
активность, суетливость, неорганизованность. В данном случае мы не
затрагиваем проблему распространенного в настоящее время синдрома
дефицита внимания или гиперактивности (СДВГ), хотя несмотря на
отсутствие диагноза, определенные признаки гиперактивности у этих детей
безусловно есть. Они охотно принимают любые предложения, с интересом
включаются в любую игру, но очень быстро теряют этот интерес и остывают.
Таким детям трудно соблюдать правила игры, сидеть на занятиях, долгое
время заниматься одним делом. Им трудно слушать взрослого – они не могут
дослушать объяснение до конца, постоянно отвлекаются. Очевидно, что
такие дети представляют серьезную проблему в каждой группе. Они могут
громко разговаривать на занятиях или просто уйти, если им не слишком
интересно. Стремление к самостоятельным действиям (я так хочу)
оказывается более значимым и сильным мотивом, чем любые правила. Такие
дети могут прекрасно знать правила поведения, однако знание правила не
отражается на их поведении. Правило остается субъективно не значащим.
Интеллектуальный уровень и творческая активность при этом могут быть
достаточно высокими, но в ситуации занятий импульсивные дети часто
отвлекаются сами и мешают остальным. Основная проблема здесь в
неразвитости произвольности, т. е. неспособности сдержать свои
непосредственные, ситуативные желания. Заторможенные, пассивные дети,
напротив, чрезвычайно спокойны и, казалось бы, усидчивы. Они ничем не
выделяются и не нарушают дисциплины, никому не мешают, спокойно и
покорно выполняют поручения взрослого, соблюдают правила поведения в
быту и на занятиях. Такие дети очень «удобны» в группе – они не требуют к
себе внимания, почти незаметны. Однако такая покорность должна
настораживать, поскольку за ней может стоять отсутствие интереса к
окружающему – к играм, предметам, самостоятельной деятельности, –
которое порождает полную пассивность детей. Как правило, у них сниженный
эмоциональный тонус, они редко и тихо смеются, ничему не удивляются, не
проявляют интереса к играм и занятиям, хотя и участвуют в них наравне с
другими. Они редко и тихо говорят, от них трудно добиться развернутого
ответа, а тем более самостоятельного высказывания. Они равнодушно
принимают любые предложения взрослого, никогда не отказывают ему, но,
как только нужно проявить инициативу в игре или на занятиях (что-нибудь
придумать, сочинить, ответить на вопрос), молчат, опускают глаза,
пожимают плечами и явно не знают, что делать. В их поведении, в
особенности в новой, проблемной ситуации, чувствуется скованность и
напряженность, которая мешает включиться в деятельность и проявить себя.
Их внимание обычно сосредоточено на взрослом, от которого они постоянно
ждут указаний и инструкций. Несмотря на покорность и «послушность»
таких детей, общаться с ними достаточно трудно: они никогда не
возражают, не высказывают своей точки зрения, редко отвечают на вопросы,
не проявляют себя. А без взаимной активности общение сводится к
одностороннему руководству взрослого и подчинению ребенка. Хотя эти дети
и не приносят особого беспокойства воспитателю, он должен обращать на
них особое внимание. Их пассивное, «незаметное», зависимое поведение
может свидетельствовать о неразвитости мотивационной сферы, об
отсутствии собственных интересов и инициативности. Детей,
относящихся к описанным группам, можно выявить с помощью наблюдения.
Однако далеко не всегда повышенная активность ребенка свидетельствует о
его импульсивности и отсутствии произвольности, а спокойное, пассивное
поведение – о неразвитости интересов и творческой активности. Для более
точного выявления описанных трудностей следует использовать специальные
методические приемы.
|