Наблюдая, как люди общаются друг с другом,
мы можем видеть только внешнюю, поверхностную картину их взаимодействия –
кто что говорит, кто как смотрит и т. д. Но за этой внешней картиной
всегда лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения –
межличностные отношения. Первое, что появляется в жизни каждого
человека, – это другой. Каждый приходит к пониманию и осознанию самого
себя, уже имея опыт существования других и сосуществования с ними. Более
того, самосознание становится возможным только благодаря тому, что
другие люди так или иначе относятся ко мне, а я – к ним. Человек видит
себя в другом и строит образ себя через отношение других людей. Воспринимая
другого человека, я не могу игнорировать тот факт, что этот другой тоже
воспринимает меня, что я для него существую. При этом я знаю и вижу,
как он меня воспринимает и как он ко мне относится. Человек имеет острую
потребность быть отраженным в другом, получить подтверждение и
утверждение своего «я», стремится быть увиденным и услышанным. В этом
принципиальное отличие межличностных отношений от любых других. Ни
камни, ни деревья, ни насекомые не знают обо мне ничего и никак ко мне
не относятся. В случае другого человека отношение всегда взаимно – я
неизбежно воспринимаю (или приписываю) ему какое-либо отношение ко мне, а
значит, узнаю себя в другом. Взаимный
характер отношения и действия (взаимоотношения и взаимодействия)
становится возможным благодаря тому, что другой человек подобен мне,
т. е. у него, как и у меня, есть свое, хотя и другое «я». Причастность к
этому другому «я» порождает ощущение единства с другим и феномены
сопереживания (сочувствие, сорадование, сострадание и пр.). Открытость
другому, способность проникать в него, учитывать его и считаться с ним –
важнейшая способность и необходимое свойство человека, побуждающая
людей тянуться друг к другу, переживать потребность в общении. За
каждым высказыванием или действием, обращенным к другому, стоит особая
потребность в общении. Одно и то же действие или высказывание может
отвечать разным потребностям в общении. Например, ребенок задает
взрослому вопрос: «Кто быстрее бегает: волк или заяц?» Что побуждает
ребенка обратиться к взрослому с этим вопросом? За этим простым
обращением могут стоять самые разные потребности. Может, ребенком движет
познавательная потребность и его действительно интересует, кто быстрее
бегает; может, ему хочется обратить на себя внимание взрослого и главное
для него – потребность во внимании; может, ему важно продемонстрировать
свои познания перед друзьями и удовлетворить потребность в признании
сверстников. Или: один ребенок жалуется на другого. Как должен
относиться к этому воспитатель? Опять же на этот вопрос нельзя ответить
однозначно, пока мы не выясним, что стоит за этой жалобой и какая
внутренняя потребность побуждает ребенка обратиться к воспитателю:
потребность поговорить с взрослым и привлечь его внимание, потребность
утвердиться в своей правоте («Я знаю, как нужно правильно себя вести!»),
или ребенку хочется, чтобы его товарищ был наказан и он на его фоне
выглядел хорошим. Если воспитатель не
будет знать, понимать или чувствовать эту внутреннюю потребность,
побуждающую ребенка вступить в общение, он не сможет понять самого
ребенка, а значит – и правильно ответить ему. Но чтобы правильно
ответить ребенку и понять его, нужно хорошо знать не только его
индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в
детском возрасте. Потребность в общении и
характер отношений во многом зависят от партнера по общению, от того, с
кем общается ребенок. В дошкольном возрасте существуют две относительно
самостоятельные сферы общения – с взрослым и со сверстником. Общение в
обеих сферах необходимо для нормального развития личности ребенка. Но
роли взрослого и сверстника в жизни ребенка, конечно, различны. Общение с
взрослым и со сверстником развивается тоже по-разному. Поэтому в данном
пособии эти две сферы общения будут рассматриваться раздельно. Начнем с
главного, с того, что делает ребенка Человеком, – с его общения с
взрослым. |