Со временем внимание дошкольников все более
привлекают события, происходящие среди окружающих людей. Человеческие
отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают
интересовать ребенка больше, чем жизнь животных или явления природы. Что
можно, а что нельзя, кто добрый, а кто жадный, что хорошо, а что плохо –
эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников. И
ответы на них опять же может дать только взрослый. Конечно, и раньше
взрослые постоянно говорили детям, как нужно вести себя, что можно, а
что нельзя, но младшие дошкольники лишь подчинялись (или не подчинялись)
требованиям взрослого. Теперь, в 6–7 лет, правила поведения,
человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей.
Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте.
Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать с
взрослым не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни
людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте – внеситуативно-личностная форма общения. Взрослый
по-прежнему является для детей источником новых знаний, и дети
по-прежнему нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка
становится очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои и
других детей), и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям
совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является
показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень
важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя,
правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно
строить свои отношения с взрослыми и ровесниками. Это
стремление, конечно же, нужно поддерживать, а значит, чаще
разговаривать с детьми об их поступках и отношениях между собой, давать
оценки их действиям. Старшие дошкольники по-прежнему нуждаются в
поощрении и одобрении взрослого. Но их уже больше волнуют не конкретные
умения, а моральные качества людей. Если ребенок уверен, что взрослый
хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно,
по-деловому относиться к его замечаниям, касающимся его отдельных
действий или умений. Теперь уже отрицательная оценка его рисунка не так
сильно обижает ребенка. Главное, чтобы он в целом был хорошим, чтобы
взрослый понимал и разделял его оценки. Потребность в понимании взрослого – отличительная
особенность личностной формы общения. Но если взрослый часто говорит
ребенку, что он жадный, ленивый, трусливый и пр., это может сильно
обидеть и ранить ребенка и отнюдь не приведет к исправлению
отрицательных черт характера. Здесь опять же значительно более полезным
будет поощрение его правильных поступков и положительных качеств, чем
осуждение недостатков ребенка. В старшем
дошкольном возрасте внеситуативно-личностное общение существует
самостоятельно и представляет собой «чистое общение», не включенное ни в
какую другую деятельность. Оно побуждается личностными мотивами, когда
другой человек привлекает ребенка сам по себе. Все это сближает эту
форму общения с примитивным личностным (но ситуативным) общением,
которое наблюдается у младенцев. Однако личность взрослого для старшего
дошкольника имеет совсем другое значение. Старший партнер является для
ребенка уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, а
конкретной личностью с определенными качествами (семейным положением,
возрастом, профессией и пр.). Все эти качества очень важны для ребенка.
Кроме того, взрослый – это компетентный судья, знающий, «что такое
хорошо и что такое плохо», образец для подражания. Таким образом, для внеситуативно-личностного общения, которое складывается к концу дошкольного возраста, характерны: 1) потребность во взаимопонимании и сопереживании; 2) личностные мотивы; 3) речевые средства общения. Внеситуативно-личностное общение имеет важное значение для развития личности ребенка. Это значение заключается в следующем: 1) ребенок
сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно
следовать им в своих действиях и поступках, он узнает, «что такое хорошо
и что такое плохо», и стремится поступать хорошо (уже в школьном
возрасте это стремление, увы, проходит), учится сравнивать себя с
образцом, видеть себя как бы со стороны, что является необходимым
условием сознательного управления своим поведением; 2) дети
учатся общаться без опоры на конкретные действия и наглядный материал –
разговоры о человеческих качествах и личных поступках происходят без
картинок и без игрушек, дети должны слушать и понимать другого, уметь
сопереживать и отвечать ему – это важнейшие человеческие качества; 3) в
личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых
(воспитателя, врача, учителя и пр.) и в соответствии с этим по-разному
строить свои отношения в общении с ними. |