При нормальном ходе развития познавательное общение складывается
примерно к 4–5 годам. Явным свидетельством появления у ребенка такого
общения являются его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в
основном направлены на выяснении закономерностей живой и неживой
природы. Детей этого возраста интересует все. Вот некоторые вопросы,
которые задают дошкольники: – Почему белки от людей убегают? – Где зимуют бабочки? – Почему медведи не носят бусы? – Почему рыбы не тонут? – Откуда дети берутся? – Кто дырки в носу сделал? Ответы
на все эти вопросы может дать только взрослый. Именно он становится для
дошкольника главным источником новых знаний о событиях, предметах и
явлениях, происходящих вокруг Познавательные мотивы общения выходят на первый план. Интересно,
что детей в этом возрасте удовлетворяют любые ответы взрослого. Вовсе
не обязательно посвящать их в физиологические подробности работы
организма или давать научные обоснования интересующих их вопросов. Да
это и невозможно сделать, так как малыши далеко не все поймут.
Достаточно просто связать интересующее их явление с тем, что они уже
знают и понимают. Например: белки боятся охотников; бабочки зимуют под
снегом, им там теплее; рыбы умеют дышать в воде и т. д. Такие весьма
поверхностные ответы вполне удовлетворяют детей и способствуют тому, что
у них складывается своя, пусть еще примитивная, картина мира. В
то же время детские представления о мире надолго остаются в памяти
человека. Поэтому ответы взрослого не должны искажать действительности и
допускать в сознание ребенка все объясняющие волшебные силы. Несмотря
на простоту и доступность, эти ответы должны отражать реальное положение
вещей. Главное, чтобы взрослый отвечал на вопросы детей, чтобы их
интересы не остались незамеченными. Дело в том, что в дошкольном
возрасте складывается новая потребность – потребность в уважении со
стороны взрослого. Ребенку уже не достаточно простого внимания и
сотрудничества с взрослым. Ему нужно серьезное, уважительное отношение к
его вопросам, интересам и действиям. Потребность в уважении, в
признании взрослого становится основной потребностью, побуждающей
ребенка к общению. В поведении детей это выражается в том, что они
начинают обижаться, когда взрослый отрицательно оценивает их действия,
ругает, часто делает замечания. Если дети до 3–4 лет, как правило, не
реагируют на замечания взрослого, то в более старшем возрасте они уже
ждут оценки воспитателя. Им важно, чтобы воспитатель не просто заметил,
но обязательно похвалил их действия, ответил на их вопросы. Если
взрослый слишком часто делает замечания, постоянно подчеркивает неумение
или неспособность ребенка к какому-нибудь занятию, у последнего
пропадает всякий интерес к этому делу и он стремится избежать его. Лучший
способ научить чему-то дошкольника, привить ему интерес к какому-то
занятию – это поощрение его успехов, похвала его действий. Например,
можно объективно оценивать возможности ребенка пяти лет, совсем не
умеющего рисовать, постоянно делать ему замечания, сравнивая его плохие
рисунки с хорошими рисунками других детей и призывая его учиться
рисовать. Но от этого у него пропадет всякий интерес к этому занятию, он
будет отказываться от того занятия, которое вызывает сплошные замечания
и нарекания со стороны воспитателя. Следовательно, таким образом он не
только не научится лучше рисовать, но будет избегать этого занятия. А
можно, наоборот, формировать и поддерживать веру ребенка в свои
способности похвалой даже самых незначительных его успехов. Если рисунок
далек от совершенства, лучше подчеркнуть его минимальные (пусть и
несуществующие) достоинства, показать способности ребенка к рисованию,
чем давать ему отрицательную оценку. Поощрение взрослого не только
внушает ребенку уверенность в своих силах, но и делает важной и любимой
ту деятельность, за которую его похвалили. Ребенок, стремясь поддержать и
усилить положительное отношение и уважение взрослого, будет стараться
рисовать лучше и больше. Это, конечно же, принесет больше пользы, чем
страх перед замечаниями взрослого и сознание своей неспособности. Итак,
для познавательного общения ребенка с взрослым характерны: 1) потребность в уважении взрослого, которая выражается в обидах на замечания и отрицательные оценки воспитателя; 2) познавательные мотивы общения, любознательность детей, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах; 3) хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать с взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации. |