Появление и развитие речи делает возможным
появление новой формы общения ребенка с взрослым, который существенно
отличается от двух предыдущих. Две первые формы общения были
ситуативными, потому что основное содержание этого общения
непосредственно присутствовало в конкретной ситуации. И хорошее
отношение взрослого, выраженное в его улыбке и ласковых жестах
(ситуативно-личностное общение), и предметы в руках взрослого, которые
можно увидеть, потрогать, рассмотреть (ситуативно-деловое общение),
находились рядом с ребенком, перед его глазами. Содержание
следующих форм общения уже не ограничивается наглядной ситуацией, а
выходит за ее пределы. Предметом общения ребенка с взрослым могут стать
такие явления и события, которые нельзя увидеть в конкретной ситуации
взаимодействия. Например, они могут говорить о дожде, о том, что светит
солнце, о птицах, которые улетели в далекие страны, об устройстве машины
и пр. С другой стороны, содержанием общения могут стать собственные
переживания, цели и планы, отношения, воспоминания и пр. Все это также
нельзя увидеть глазами и потрогать руками, однако через общение с
взрослым подобные явления становятся вполне реальными и значимыми для
ребенка. Очевидно, что появление внеситуативного общения существенно раздвигает горизонты жизненного мира дошкольника. Внеситуативное общение –
общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой
ситуации. Оно становится возможным только благодаря тому, что ребенок
овладевает активной речью. Ведь речь – это единственное и универсальное
средство, позволяющее взрослому создать устойчивые образы и
представления о предметах, отсутствующих в данный момент перед глазами
ребенка, и действовать с этими образами и представлениями, которых нет в
данной ситуации взаимодействия. Внеситуативное
общение может проходить только в речевой форме – как разговор ребенка и
взрослого. Такое общение предъявляет новые требования к поведению
взрослого. Здесь уже недостаточно просто быть внимательным к ребенку и
играть с ним в игрушки. Нужно обязательно разговаривать с ним,
рассказывать о том, чего сам дошкольник еще не знает, не видел,
расширять его представления о мире. Существует две формы внеситуативного
общения – познавательная и личностная. |